Директор МБОУ Подгородненская ООШ
Е.В. Буякова
02.09.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ в МБОУ Подгородненская ООШ
1. Общиеположения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в МБОУ Подгородненская ООШ,
далее - школа) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения
России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02
"О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися», Приказом Министерства образования Тверской области «О
целевой модели наставничества для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования в Тверской области» №1285/ПК от 15.12.2022 г. , Уставом ОО и определяет
порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких
образовательных технологий в ОО.
1.2. Целевая
модель наставничества МБОУ Подгородненская ООШ (далее школа),
осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в
целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа",
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального
образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия итермины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии ипартнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позициейучастников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный
на
организацию
взаимоотношений
наставникаинаставляемогов
конкретных формах для получения ожидаемыхрезультатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки
икомпетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствованиянаставляемого.
2.6. Координатор
сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта
программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей
форме и реализацию наставнического цикла.
2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества вшколе.
2.9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с
ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует
обучающихсяипедагогов,инициируетиразвиваетэндаумент,организуетстажировкиит.д.).
3.
Цели и задачинаставничества
3.1 Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личностинаставляемого,необходимоедляуспешнойличнойипрофессиональнойсамореализаци
и в современных условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной
системы
поддержки,
самоопределения
и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее
педагоги)
разных
уровней
образования
и молодых специалистов МБОУ
Подгородненская ООШ
3.2 Основными задачами школьного наставничестваявляются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевоймодели;
разработка и реализация программнаставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программенаставничества;
инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программахнаставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и
эффективности программ
наставничества вшколе;
формирования баз данных программ наставничества и лучшихпрактик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основынаставничества
4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
школы по учебно – воспитательнойработе.
4.3 Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначаются приказом
директорашколы.
4.4 Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с
двумя базами: базой наставляемых и базойнаставников.
4.5 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участниковпрограммы.
4.6 Наставляемым могут бытьобучающиеся:
проявившие выдающиесяспособности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательныерезультаты;
с ограниченными возможностямиздоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы споведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных отколлектива.
4.7 Наставляемыми могут бытьпедагоги:
молодыеспециалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хроническойусталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом местеработы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями ит.д.
Наставниками могутбыть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационныхвопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогическогоопыта и создании продуктивной педагогическойатмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительскихсоветов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своейшколы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущихкадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свойопыт;
ветераны педагогическоготруда.
4.9 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
4.10Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.11Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых инаставников.
4.12Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.13Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директорашколы.
4.14С наставниками, приглашенными извнешнейсредысоставляется договор о сотрудничестве
на безвозмезднойоснове.
5. Реализация целевой моделинаставничества.
5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы
наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель–
ученик» и тд)
5.2 Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете.
5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник -наставляемый:
Проведение первой, организационной, встречи наставника инаставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника инаставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником инаставляемым.
Регулярные встречи наставника инаставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника инаставляемого.
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарногогода.
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи –планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программынаставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основныхэтапов:
оценка качества процесса реализации программынаставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательныхрезультатов.
6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемойпрограммы.
6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный иитоговый.
6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляютсяотметки.
7. Обязанностинаставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБОУ Подгородненская ООШ, определяющих права иобязанности.
Разработать совместно с наставляемым планнаставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторыразвития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу ибудущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на
риски ипротиворечия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у
наставляемого своего индивидуальноговидения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его
поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессиональногокругозора
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями ивыводами.
8. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБОУ Подгородненская ООШ, определяющих права иобязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программынаставничества.
10. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной снаставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенныхкандидатур.
Рассчитывать на оказание психологическогосопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрениянаставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение
конкурсов профессионального
мастерства "Наставник года",«Лучшая
пара», "Наставник+".
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание насайте методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся
развития
школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в МБОУ Подгородненская ООШ
Приказ директора школы о внедрении целевой модели
наставничества;
Целевая модель наставничества в МБОУ Подгородненская ООШ.
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ Подгородненская ООШ.
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели
наставничества МБОУ Подгородненская ООШ.
Приказ «Об утверждении наставников и наставническихпар/групп».
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества».