Программа Память 7-8 класс

Информационная карта программы
Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Память»

Направленность

Туристско - краеведческая

Разработчики
программы

Владимирова Ольга Николаевна, учитель истории

Общий объем часов по
программе

34 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 13-14 лет

Численный состав
группы

15 человек

Аннотация

Создание данной программы вытекает из необходимости
включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы
школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес
к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её
культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Знание истории родного края, своей семьи продиктовано
потребностями современного российского общества и необходимостью в
формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и
социокультурным ценностям своего Отечества.

Планируемые
результаты
реализации
программы

Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в
жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться
к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный
взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать
прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для стартового уровня и разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский
Федерации»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка
в Российской Федерации» ред. от 14.07.2022 г.);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу
Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» вместе с «Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года»);
Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование», утверждённым протоколом президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от
24.12.2018 № 16;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
Создание данной программы вытекает из необходимости
включить
работу
школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у
обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам
истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военной
истории.
Знание истории родного края, своей семьи продиктовано потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании личности
гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего
Отечества.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение
растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места,
с которого
начинается
его судьба. Изучение
родного края, национальных,
этнокультурных
традиций и
обычаев - вот основные направления туристскокраеведческой деятельности.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы
государственной политики и общие требования к содержанию образования,
сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными
расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной
современному уровню знаний;
- Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций
в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению
как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям,
цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав

любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и
преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с
ощущения сердечного тепла, которым окружен ребёнок, с переживания красоты родных
мест.
По мере своего развития ребёнок постепенно осознает свою принадлежность к
семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и
настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами.
Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг,
изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания,
полюбить школу, свой населённый пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается
более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района,
населённого пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую
Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного
участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица
великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Направленность
Туристско-краеведческая
Адресат
12-13 лет.
Цель программы: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и
патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской
ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ребенка;
2. Формировать нравственную позицию школьников с использованием воспитательного
потенциала краеведения;
3. Содействовать развитию
культуры общения и формированию гуманных
межличностных отношений;
4. Формировать навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Объем и срок освоения: 34 часа, 1 год
Формы обучения:

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы.

Режим занятий:
1 раз в неделю (1 час), четверг с 15.45 до 16.30,

34 часа в год.

Ожидаемые результаты реализации программы:
результат реализации программы определяется личностным ростом школьников.
Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни,
отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду
ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, своё
мировоззрение и в то же время знать и уважать
прошлое и настоящее своего
народа, своего края, своей семьи.

Содержание учебного плана
Тема 1 Введение (1 час)
Что такое краеведение, история возникновения краеведения.
Тема 2 «Музейное дело» (5 часов)
Школьный музей, фонды музея. История образования музея. Правила работы в
музеях, архивах, библиотеках.
Тема 3 «Музей и история родного края» (5 часов)
Знакомство с историей основания деревни Подгороднее, историей населённых
пунктов на территории Подгородненского сельского поселения, историей школы.
Тема 4 «Памятные даты» (5 часов)
Торопецкий край как составная часть нашей Родины. Торопец в годы Великой
Отечественной войны.
Подготовка и проведение экскурсии в школьный историко – краеведческий музей.
Встреча с руководителем поискового отряда г. Торопца «Память». Экскурсия по деревне.
Виртульные экскурсии по городам Тверской области. Презентации.
Тема 5 «Отчизны верные сыны» (5 часов)
Торопчане – Герои Советского Союза.
Участники Великой Отечественной войны нашей деревни Подгороднее.
Детство, опалённое войной (о тружениках тыла).
Наши земляки в "горячих точках".
Тема 6 «Этнография родного края» (4 часа)
Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией,
оформление тематической выставки.
Тема 7 «Быт и обычаи населения моего края» (6 часов)
Различные группы населения Торопецкого края. Быт, обычаи, традиции
населения нашей деревни. Семейные традиции и обычаи.
Презентации на тему: «Быт, обычаи, традиции моего народа».
Тема 8 «Моя малая Родина» (3 часа)

Автобусная экскурсия по памятным местам Великой Отечественной войны.
Экскурсии для учащихся школы.
Формы организации учебного процесса:







лекция,
работа в группах,
экскурсия,
виртуальная экскурсия,
беседа,
самостоятельная работа.

Формы организации контроля: реферат, презентация, оформление стендов.

Календарно-тематическое планирование
Кол - во
часов
1 ч.

Тема занятия

Дата
проведения

Корректировка

Тема 1 «Введение»

5 ч.

Тема 2 «Музейное дело»

5 ч.
5 ч.

Тема 3 «Музей и история родного края»
Тема 4 «Памятные даты»

5 ч.

Тема 5 «Отчизны верные сыны»

4 ч.

Тема 6 «Этнография родного края»

6 ч.
3 ч.

Тема 7 «Быт и обычаи населения моего края»
Тема 8 «Моя малая Родина»

34 часа

Воспитательная деятельность
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на организацию
образовательной среды дополнительного образования и управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного развития
личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды,
общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера,
которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что увеличивает

пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную
активность, реализовывать лучшие личностные качества для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего внешние и
внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность участия в
деятельности творческих и общественных объединений различной
направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей
жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4. Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приёмы воспитания, а
также постоянно следить за эффективностью её реализации.
Направление воспитательной работы:
1. Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание);
2. Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание);
3. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
4. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний, проектная
деятельность).

Условия реализации программы
Материально-техническое:
Кабинет истории
Витрина демонстрационная двустворчатая - 1
Витрина демонстрационная одностворчатая - 2
Витрина для музеев - 3
Оборудование для подсветки музейных экспозиций - 15
Компьютер
Интерактивная доска
Всё оборудование и витрины используются для демонстрации
экспонатов. Витрины обеспечивают защиту предметов от пыли, света,
механических повреждений и других негативных воздействий окружающей
среды.

Информационное:
Альбомы:
1) «История села»
2) «Ветераны Великой Отечественной войны»
3) «Детство, опалённое войной» (о тружениках тыла)
4) «Наши земляки в "горячих точках"».

Литература для учителя и учащихся:
1. Белкина О.И. Школьный музей. / О.И. Белкина // Воспитание школьников.

— 2002. — №3. — С. 53.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.
Борисов. — М.—2012.
3. Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудриной // пособие для учителей. —
М. 2015.
4. Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова.— М., 2004.
5. Туманов В.Е. Школьный музей / В.Е. Туманов.— М., 2017.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. — М., 2003.

Электронные ресурсы:
1. https://victorymuseum.ru/ Музей Победы;
2. https://obd-memorial.ru/html/Сайт Министерства обороны «Мемориал»;
3. https://pamyat-naroda.ru/?ysclid=m48xaman9b509929371/Сайт Министерства
обороны «Память народа»;
4. https://podvignaroda.ru/?ysclid=m48xhoqk3840288984/Сайт Министерства
обороны «Подвиг народа»;
5. https://детскийотдых.рф/museums/Сайт Министерства Просвещения РФ Школьные музеи;
6. https://oosh-podgorodnee.tverschool.ru/Сайт МБОУ Подгородненская ООШ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».