Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку
для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного
общего образования, примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития и (РАС) в соответствии с основной образовательной
программой основного общего образования МБОУ Подгородненская ООШ и авторской
программой под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
«Русский язык. 5-9 классы» Москва: Просвещение,2019 г и обеспечивается следующим
учебником:
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Русский язык, 5 класс». Учебник
для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2019
г.
При обучении детей с задержкой психического развития русскому языку ставятся те
же задачи, что и в общеобразовательном классе, но с учётом индивидуальных
особенностей обучающегося.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося
средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной
картины мира;
– знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о
языке;
– формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
–воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
–овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других
источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку
текста и др.);
–освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка
в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные
коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления
выполняемой учебной работы.
Данная рабочая программа разработана для обучающегося 5 класса, который находится
на индивидуальном обучении по программе 7 вида . По результатам ПМПК ребёнок
является обучающимся с ОВЗ(ЗПР) и (РАС). Данная рабочая программа ориентирована на
индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей
обучающегося:
• Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
• Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и
оперативная.
• Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
• Нарушено звукопроизношение.
• Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
• Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
•У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
На изучение курса «Русский язык » в 5 классе в адаптированной программе
отводится 5ч в неделю. Программа рассчитана на 170ч.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского
языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом,
закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации
знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с
дидактической и ролевой игрой, уроков развития речи.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме
письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний,
изложений, сочинений, тестовых заданий.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по русскому
языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
− адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
− владение разными видами чтения;
− способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
− овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения
или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных
технологий;
− способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
− способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
− умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом.
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка, истории и
других).
3. Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку
являются:
1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4. Освоение базовых основ лингвистики;
5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета;
6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Коррекционно – развивающаяся работа.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение
представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях.
Основные формы коррекционной работы по русскому языку:
1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических
знаний и умений.
2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории,
которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых
умений и навыков.
3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при
анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов
лингвистического разбора.
4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (говорения,
аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.
5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию
грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять
изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и
письменной форме.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – важнейшее средство общения. (2 ч)
Повторение изученного в начальных классах. (9 ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после
шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя
существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных
окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя
прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях
прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в
прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее
употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа
глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное
написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (18 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в
словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по
цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные.
Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки
завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и
распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с
однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и
одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но,
и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего
слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки
препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более
грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с
союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между
простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что,
когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания
при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные,
побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим
словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (6ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение
букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о
произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. (5ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (16ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты
морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о
языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках;
буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. (40 ч)
Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.
Имя существительное (11 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими
названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая
буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей,
литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род
существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по
падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в
окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание
гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи
существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения
неоправданного повтора одних и тех же слов.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (8 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по
родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного
выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности
этого жанра.
Глагол (20ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная
форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь
(-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид
глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях
глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с
глаголами.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение
согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным
существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять
при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи
глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения)
для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о
себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (7ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в
окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном
предложении и в предложениях с прямой речью.
№
п.п.
1
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем Количество Диктанты
часов
2ч.
Развитие речи
Сочинение
Изложение
(кол-во)
Язык – важнейшее средство
общения.
2
Повторение изученного в
9 ч.
1
1
начальных классах.
3
Синтаксис.
Пунктуация.
29 ч.
1
1
1
Культура речи.
4
Фонетика.
Орфоэпия.
8 ч.
1
Графика
и
орфография.
Культура речи.
5
Лексика. Культура речи.
10 ч.
1
6
Морфемика.
18 ч.
1
1
7
Морфология:
70 ч.
Самостоятельные
и
1 ч.
служебные части речи.
Имя существительное.
25 ч.
1
1
Имя прилагательное.
15 ч.
1
1
Глагол.
30 ч.
1
2
1
8
Повторение и систематизация
7 ч.
1
1
изученного в 5 классе.
Итого:
170 ч.
7
6
6
Требования к результатам реализации программы:
К концу V класса обучающийся должен овладеть следующими умениями и навыками:
•знать основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого
общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
•особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи;
•признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
•понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
•выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги;
• не смешивать звуки и буквы;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
•разбирать слова фонетически;
орфоэпия
•правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
•опознавать звукопись как поэтическое средство;
• использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
• разбирать слова орфоэпически;
•работать с орфоэпическим словарем;
лексика
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и
антонимы;
• опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
•пользоваться толковым словарем;
словообразование
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в
словах несложной структуры);
•подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
•по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
•разбирать слова по составу;
• пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
• образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного
языка;
•разбирать слово морфологически;
синтаксис
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слово;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или
отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
•составлять простые и сложные предложения изученных видов;
• разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно
писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
•пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания; обосновывать
выбор знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
•определять тему и основную мысль текста, его стиль;
• составлять простой план текста;
• подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами
описания предметов, животных);
• писать сочинения повествовательного характера;
•совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным
языковым материалом).
Обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
•развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
•удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических
средств, развития способности к самооценке;
•получения знаний по другим учебным предметам.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 170 часов
(5 часов в неделю: 3 часа с учителем, 2 часа сам-но)
5 КЛАСС
№ п/п Тема урока
1
2
3
Богатство и
выразительность
русского языка
Лингвистика как
наука о языке
Повторение.
Орфография.
Правописание
гласных и согласных
Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
примечание
1
с учит.
1
С учит.
1
С учит.
в корне (повторение
изученного в
начальной школе)
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Повторение.
Орфография.
Правописание
разделительного
мягкого (ь) и
разделительного
твердого (ъ) знаков
(повторение
изученного в
начальной школе)
Повторение. Состав
слова (повторение
изученного в
начальной школе)
Повторение.
Морфология.
Самостоятельные и
служебные части
речи (повторение
изученного в
начальной школе)
Повторение.
Синтаксис
(повторение
изученного в
начальной школе)
Контрольная работа
(повторение
изученного в
начальной школе)
Речь устная и
письменная
Монолог, диалог,
полилог
Виды речевой
деятельности:
говорение, слушание,
чтение, письмо
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
Виды чтения
1
С учит.
Речевой этикет
1
Сам-но
Виды аудирования
Сочинение/изложение
(обучающее)
Понятие о тексте
1
1
1
С учит.
1
Сам-но
С учит.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Текст и его основные
признаки
Средства связи
предложений и
частей текста
Функциональносмысловые типы
речи: описание,
повествование,
рассуждение
Функциональносмысловые типы
речи. Практикум
Повествование как
тип речи. Рассказ
Повествование как
тип речи. Рассказ.
Практикум
Информационная
переработка текста:
простой и сложный
план текста
Информационная
переработка текста:
простой и сложный
план текста.
Практикум
Изложение и его
виды
Изложение
(подробное
изложение текста)
Понятие о
функциональных
разновидностях языка
Сферы речевого
общения и их
соотнесённость с
функциональными
разновидностями
языка
Функциональные
разновидности языка.
Практикум
Повторение и
обобщение по темам
"Текст",
"Функциональные
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
1
1
С учит.
1
1
1
С учит.
С учит.
1
1
1
1
Сам-но
Сам-но
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
1
1
Сам-но
Сам-но
разновидности языка"
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Буква и звук.
Алфавит
Согласные звуки и
обозначающие их
буквы. Глухие и
звонкие согласные
Правописание
согласных в корне
слова
Правописание
согласных в корне
слова. Типы
орфограмм
Согласные звуки и
обозначающие их
буквы. Твёрдые и
мягкие согласные
Гласные звуки и
обозначающие их
буквы
Слог и ударение
Сочинение
(обучающее).
Описание картины
Правописание
безударных гласных в
корне слова
Правописание
безударных гласных в
корне слова. Типы
орфограмм
Фонетический анализ
слова
Орфоэпия.
Орфоэпические
нормы
Повторение тем
«Фонетика, графика,
орфоэпия»,
«Орфография».
Контрольная работа
Морфемика как
раздел лингвистики.
Морфема как
минимальная
значимая единица
языка
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
1
1
С учит.
Сам-но
45
Окончание и основа
1
Сам-но
47
Суффиксы
1
С учит.
46
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Приставки
Чередование звуков в
морфемах
Морфемный анализ
слов
Правописание ё-о
после шипящих в
корне слова
Правописание
неизменяемых на
письме приставок
Правописание
приставок на -з (-с)
Правописание ы — и
после приставок
Правописание ы — и
после ц
Повторение темы
«Морфемика.
Орфография»
Практикум по теме
«Морфемика.
Орфография»
Контрольная работа
по теме «Морфемика.
Орфография»
Лексикология как
раздел лингвистики.
Лексическое значение
слова
Толковые словари
Однозначные и
многозначные слова
Понятие о
лексической
сочетаемости
Сочинение. Устный
рассказ
Тематические группы
слов
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
1
1
1
С учит.
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
1
С учит.
1
С учит.
Синонимы
1
Сам-но
Омонимы. Паронимы
1
С учит.
Антонимы
1
Сам-но
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
Лексический анализ
слова
Повторение темы
"Лексикология"
Повторение темы
"Лексикология".
Практикум
Контрольная работа
по теме
"Лексикология"
Что изучает
синтаксис
Словосочетание
Предложение основная единица
речевого общения
Виды предложений
по цели
высказывания
Смысловые и
интонационные
особенности
повествовательных,
вопросительных,
побудительных,
восклицательных и
невосклицательных
предложений.
Интонация
Грамматическая
основа предложения
Главные члены
предложения
(грамматическая
основа). Подлежащее
и способы его
выражения
Главные члены
предложения
(грамматическая
основа). Сказуемое и
способы его
выражения
Второстепенные
члены предложения.
Определение
Дополнение
Обстоятельство
1
С учит.
1
С учит.
1
1
1
1
Сам-но
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
Однородные члены
предложения
Предложения с
однородными
членами
Сочинение-описание
картины
Знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами
Знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами. Практикум
Обращение
Изложение с
элементами
сочинения
(обучающее)
Предложения
простые и сложные.
Сложные
предложения с
бессоюзной и
союзной связью
Сложные
предложения с
бессоюзной и
союзной связью
Предложения
сложносочиненные и
сложноподчиненные
(общее
представление,
практическое
усвоение)
Пунктуационное
оформление сложных
предложений,
состоящих из частей,
связанных
бессоюзной связью и
союзами и, но, а,
однако, зато, да
Пунктуационное
оформление сложных
1
С учит.
1
Сам-но
1
1
Сам-но
1
1
С учит.
1
1
1
С учит.
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
1
Сам-но
предложений,
состоящих из частей,
связанных
бессоюзной связью и
союзами и, но, а,
однако, зато, да.
Практикум
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
Предложения с
прямой речью
Пунктуационное
оформление
предложений с
прямой речью
Диалог.
Пунктуационное
оформление диалога
Диалог.
Пунктуационное
оформление диалога.
Практикум
Повторение темы
«Синтаксис и
пунктуация»
Повторение темы
«Синтаксис и
пунктуация».
Практикум
Контрольная работа
по теме «Синтаксис и
пунктуация»
Система частей речи
в русском языке
Самостоятельные и
служебные части
речи
Имя существительное
как часть речи
Род имён
существительных.
Имена
существительные
общего рода
Число имени
существительного.
Имена
существительные,
имеющие форму
только единственного
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
1
1
Сам-но
1
1
С учит.
1
1
Сам-но
С учит.
1
С учит.
1
С учит
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
или множественного
числа
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
Изложение
выборочное
Падеж имён
существительных
Типы склонения имён
существительных
Правописание
мягкого знака на
конце имён
существительных
после шипящих
Буквы Е и И в
падежных
окончаниях имён
существительных
Буквы Е и И в
падежных
окончаниях имён
существительных.
Практикум
Разносклоняемые и
несклоняемые имена
существительные
Род несклоняемых
имён
существительных
Морфологический
анализ имени
существительного
Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
окончаниях имён
существительных
Правописание
суффиксов -ек-/-икимен
существительных
Правописание
суффиксов -чик-/щик- имен
существительных
Правописание О и Е
(Ё) после шипящих и
Ц в суффиксах имен
существительных
Слитное и раздельное
1
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит
1
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
написание НЕ с
именами
существительными
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
Правописание корней
с чередованием а//о: гар- — -гор-, -зар- —
-зорПравописание корней
с чередованием а//о: гар- — -гор-, -зар- —
-зор-. Практикум
Правописание корней
с чередованием а // о:
-лаг- — -лож--раст— -ращ- — -рос
Правописание корней
с чередованием а // о:
-лаг- — -лож--раст— -ращ- — -рос.
Практикум
Правописание корней
с чередованием -клан— -клон-, -скак- — скочПовторение и
обобщение по теме
"Имя
существительное"
Контрольная работа
по теме "Имя
существительное"
Имя прилагательное
как часть речи
Общее
грамматическое
значение,
морфологические
признаки и
синтаксические
функции имени
прилагательного
Правописание
безударных
окончаний имен
прилагательных
Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
окончаниях имен
прилагательных
1
С учит.
1
1
1
С учит.
С учит.
1
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
1
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
Имена
прилагательные
полные и краткие, их
синтаксические
функции
Краткие
прилагательные. Их
синтаксические
функции
Морфологический
анализ имен
прилагательных
Сочинение-описание
картины
Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
суффиксах имен
прилагательных
Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
суффиксах имен
прилагательных.
Практикум
Слитное и раздельное
написание НЕ с
именами
прилагательными
Повторение по теме
«Имя
прилагательное»
Повторение по теме
«Имя
прилагательное».
Практикум
Контрольная работа
по теме "Имя
прилагательное"
Глагол как часть речи
Глагол как часть
речи. Роль глагола в
словосочетании и
предложении, в речи
Инфинитив и его
грамматические
свойства
Основа инфинитива,
основа настоящего
(будущего простого)
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
1
1
Сам-но
С учит.
1
1
С учит.
1
С учит.
1
Сам-но
1
1
1
1
Сам-но
С учит.
1
С учит
1
С учит
1
Сам-но
1
Сам-но
времени глагола
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
Глаголы
совершенного и
несовершенного вида
Глаголы
совершенного и
несовершенного вида
(практикум)
Глаголы возвратные и
невозвратные
Сочинение на тему
Изменение глаголов
по временам
Настоящее время:
значение,
образование,
употребление
Изменение глаголов
по лицам и числам
Изменение глаголов
по лицам и числам.
Спряжение
Изменение глаголов
по лицам и числам.
Типы спряжения
глагола (обобщение)
Правописание
безударных личных
окончаний глаголов
Правописание
безударных личных
окончаний глаголов.
Практикум
Правописание
мягкого знака (Ь) в
инфинитиве, в форме
2-го лица
единственного числа
после шипящих
Морфологический
анализ глагола
Правописание корней
с чередованием е//и
Правописание корней
с чередованием е//и.
Практикум
Обобщение по теме:
1
С учит
1
С учит
1
С учит
1
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит
1
С учит
1
С учит
1
Сам-но
1
Сам-но
1
1
С учит
1
С учит
1
С учит
1
Сам-но
1
1
1
Сам-но
С учит
"Правописание
корней с
чередованием е // и"
Правописание
гласной перед
суффиксом -л- в
161
формах прошедшего
времени глагола
Правописание
гласной перед
суффиксом -л- в
162
формах прошедшего
времени глагола.
Практикум
Слитное и раздельное
163
написание не с
глаголами
Повторение по теме
164
«Глагол».
Проверочная работа
Работа над ошибками,
165
анализ работы
Итоговая контрольная
166
работа за курс 5
класса
Повторение.
Фонетика. Графика.
167
Орфография.
Орфоэпия
Повторение.
168
Лексикология.
Культура речи
Повторение.
169
Морфология.
Культура речи
Повторение.
170
Синтаксис. Культура
речи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
С учит
1
1
1
Сам-но
1
1
1
1
С учит
Сам-но
С учит
1
С учит
1
С учит
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит
170
11
25