АООП Математика 5 класс 2025-2026

Адаптированная рабочая программа по математике в 5 классе для обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и (РАС) разработана на основе
нормативно-правовых документов :
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
 Федеральный государственный стандарт основного
общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598);
 Авторская программа А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир;
 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ОВЗ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528; далее - СанПиН
2.4.2.3286-15);
 Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ Подгородненская ООШ
Предмет «Математика» изучается в 5 классе в качестве обязательного предмета в
общем объеме 170 часов ( 5 часов в неделю: 3 часа с учителем,2 часа самостоятельно).
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования адресована обучающимся с ЗПР и(РАС) , которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление
познавательной деятельности, либо речевые нарушения в сочетании с сенсорными,
эмоционально-волевыми нарушениями, а также соматическими заболеваниями).
Отмечается нарушение внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
и (РАС) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива. Основными
направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и (РАС); коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
В программе сохранено основное содержание изучения курса математики в 5
классе, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика
усвоения ими учебного материала. С учетом особых образовательных потребностей
данной категории обучающихся:
 снижен объём текущих и контрольных работ, предусмотрены контрольные работы,
содержащие тестовые задания с выбором ответа;
 задания даются в более доступной для выполнения форме, предусмотрены
индивидуальные задания, тестовые задания с выбором ответа;

 при решении задач требования к краткой записи не предъявляются;
 в ознакомительном плане изучаются следующие темы:







Шкала. Координатный луч.
Измерение углов.
Ось симметрии фигуры.
Объём прямоугольного параллелепипеда.
Комбинаторные задачи.
особое внимание уделяется изучению вопросов:









Числовые и буквенные выражения. Формулы.
Угол. Обозначение углов. Виды углов.
Степень числа.
Прямоугольный параллелепипед.
Дроби и деление натуральных чисел.
Сравнение десятичных дробей.
Нахождение числа по его процентам.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Обучающиеся с ЗПР и (РАС) имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП в иных формах.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Личностные результаты:
1) ответственное отношения к учению, уважительное отношение к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде;
2) готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях
учебной деятельности;
3) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
4) знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
5) умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
6) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

«Математика»

является

1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
1) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
2) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
3) строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
4) создавать математические модели;
5) составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст,
диаграмму и пр.);
6) вычитывать все уровни текстовой информации.
7) уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
8) понимая позицию другого человека, различать в его речи мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
9) Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
3) в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
4) учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
5) понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
6) уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Предметные результаты:
1)осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2)представление о математической науке как сфере математической деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,

извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования;
4)владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5)практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению
математических и нематематических задач, предполагающее умения:
•выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными
дробями;
•решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и
решения уравнений;
•изображать фигуры на плоскости;
•использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
•измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
•распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
•проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать
прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
•использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул,
выражений, уравнений;
•читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы
(столбчатой или круговой), в графическом виде;
•решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Содержание учебного предмета

Арифметика. Натуральные числа

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.

Координатный луч. Шкала.

Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Свойства сложения.

Умножение и деление натуральных чисел.
Свойства умножения.
Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.

Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
числа.



Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные


Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с
обыкновенными дробями.

Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных
дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений

Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его
процентам.

Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами

Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.

Примеры
зависимостей
между
величинами.
Представление
зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения

Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий
в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.

Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи



Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин


Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины
отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость.
Прямая. Луч.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с
помощью транспортира.

Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников

Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии
фигуры.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение
цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины.
Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических
символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир
простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н.
Колмогоров.

Тематическое планирование
№

Наименование
разделов и тем

1

Вводное
повторение
Натуральные
числа
Сложение и
вычитание
натуральных
чисел
Умножение и
деление
натуральных
чисел
Обыкновенные
дроби
Десятичные
дроби
Повторение.
Решение задач
Резерв
Итого

2
3

4

5
6
7
8
9

Максимальная
нагрузка
учащегося, ч
5

Из них
теоретическое
контрольные
обучение, ч
работы, ч
4
1

15

14

1

33

31

2

37

35

2

18

17

1

48

45

3

15

14

1

5
170

3
158

1
12

Примечание: количество часов, отведенных на изучение тем для детей с ОВЗ, может
варьироваться в зависимости от усвоения темы детьми.

Поурочное планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6

7-8

Наименование темы

Количество
часов

Вводное повторение (5 ч)
Сложение
и
вычитание
1
натуральных чисел
Деление
и
умножение
1
натуральных чисел
Решение уравнений
1
Решение задач
1
Вводная контрольная работа
1
Глава 1. Натуральные числа (15 часов)
Ряд натуральных чисел
1

примечание
С учит.
С учит.
С учит.
Сам-но
Сам-но
С учит

Цифры. Десятичная запись
натуральных чисел
Отрезок. Длина отрезка.

2

11
1213
1415
1618

Ломаная.
Плоскость. Прямая. Луч

1
2

Шкала. Координатный луч

2

Сравнение натуральных чисел

3

19

Повторение и систематизация
1
знаний.
Контрольная работа № 1 по
1
Сам-но
теме «Натуральные числа»
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа)
Сложение натуральных чисел.
4
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Вычитание натуральных чисел
5
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Числовые и буквенные
3
Сам-но
выражения. Формулы
С учит
С учит
Контрольная работа № 2 по
1
Сам-но
теме «Сложение и вычитание
натуральных чисел»
Уравнение
3
Сам-но

9-10

20
2124
2529

3032
33
34-

2

С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но

36

С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит

3738
3943

Угол. Обозначение углов

2

Виды углов. Измерение углов

5

4445
4647
48
4951

Многоугольники. Равные
фигуры
Треугольник и его виды.

2

Построение треугольников.
Прямоугольник и квадрат. Ось
симметрии фигуры

1
3

52

Повторение и систематизация
1
учебного материала.
Контрольная работа № 3 по
1
Сам-но
теме «Уравнение. Угол.
Многоугольники»
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (37 часов)
Умножение. Переместительное
4
Сам-но
свойство умножения
С учит
С учит
С учит
Сочетательное и
3
Сам-но
распределительное свойства
С учит
умножения
С учит

53

5457
5860
6167

2

Деление

7

6870

Деление с остатком

3

7172
73

Степень числа

2
1

7477

Контрольная работа № 4 по
теме «Умножение и деление
натуральных чисел»
Площадь. Площадь
прямоугольника

78-

Прямоугольный параллелепипед.

3

4

С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но

80

Пирамида

8184

Объем прямоугольного
параллелепипеда

4

8587

Комбинаторные задачи

3

8889
90

Повторение и систематизация
2
учебного материала
Контрольная работа № 5 по
1
теме «Умножение и деление
натуральных чисел»
Глава 4. Обыкновенные дроби (18 часов)
Понятие обыкновенной дроби
5

9195

9698

Правильные и неправильные
дроби. Сравнение дробей

3

99100
101

Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями
Дроби и деление натуральных
чисел.
Смешанные числа

2

102106

107
108
109110
111113

1
5

Повторение и систематизация
1
учебного материала
Контрольная работа № 6 по
1
теме «Обыкновенные дроби»
Глава 5. Десятичные дроби (48 часов)
Представление о десятичных
2
дробях
Сравнение десятичных дробей
3

114116

Округление чисел. Прикидки

3

117122

Сложение и вычитание
десятичных дробей

6

С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит

С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но

123

Контрольная работа № 7 по
теме «Сложение и вычитание
десятичных дробей»
Умножение десятичных дробей

1

Сам-но

7

Деление десятичных дробей

7

Решение задач

2

С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит

1

С учит

141143

Контрольная работа № 8 по
теме «Умножение и деление
десятичных дробей»
Среднее арифметическое.
Среднее значение величины

3

144148

Проценты. Нахождение
процентов от числа

5

149153

Нахождение числа по его
процентам

5

154155
156

С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит

Повторение и систематизация
2
учебного материала.
Контрольная работа № 9 по
1
теме «Проценты»
Повторение и систематизация учебного материала(15 часов)
Упражнения для повторения
7
Сам-но
курса
Сам-но
5 класса
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
Итоговая контрольная работа в
С учит
1
рамках промежуточной

124130

131137

138139
140

157164

165

166170

аттестации
Резерв

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».