Адаптированная рабочая программа по математике в 5 классе для обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и (РАС) разработана на основе
нормативно-правовых документов :
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
Федеральный государственный стандарт основного
общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598);
Авторская программа А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ОВЗ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528; далее - СанПиН
2.4.2.3286-15);
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ Подгородненская ООШ
Предмет «Математика» изучается в 5 классе в качестве обязательного предмета в
общем объеме 170 часов ( 5 часов в неделю: 3 часа с учителем,2 часа самостоятельно).
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования адресована обучающимся с ЗПР и(РАС) , которые характеризуются уровнем
развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление
познавательной деятельности, либо речевые нарушения в сочетании с сенсорными,
эмоционально-волевыми нарушениями, а также соматическими заболеваниями).
Отмечается нарушение внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
и (РАС) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива. Основными
направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и (РАС); коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков, развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
В программе сохранено основное содержание изучения курса математики в 5
классе, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика
усвоения ими учебного материала. С учетом особых образовательных потребностей
данной категории обучающихся:
снижен объём текущих и контрольных работ, предусмотрены контрольные работы,
содержащие тестовые задания с выбором ответа;
задания даются в более доступной для выполнения форме, предусмотрены
индивидуальные задания, тестовые задания с выбором ответа;
при решении задач требования к краткой записи не предъявляются;
в ознакомительном плане изучаются следующие темы:
Шкала. Координатный луч.
Измерение углов.
Ось симметрии фигуры.
Объём прямоугольного параллелепипеда.
Комбинаторные задачи.
особое внимание уделяется изучению вопросов:
Числовые и буквенные выражения. Формулы.
Угол. Обозначение углов. Виды углов.
Степень числа.
Прямоугольный параллелепипед.
Дроби и деление натуральных чисел.
Сравнение десятичных дробей.
Нахождение числа по его процентам.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Обучающиеся с ЗПР и (РАС) имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП в иных формах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Личностные результаты:
1) ответственное отношения к учению, уважительное отношение к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде;
2) готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях
учебной деятельности;
3) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
4) знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
5) умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
6) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
«Математика»
является
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
1) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
2) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
3) строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
4) создавать математические модели;
5) составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст,
диаграмму и пр.);
6) вычитывать все уровни текстовой информации.
7) уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
8) понимая позицию другого человека, различать в его речи мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
9) Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
3) в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
4) учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
5) понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
6) уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Предметные результаты:
1)осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2)представление о математической науке как сфере математической деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3)развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования;
4)владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5)практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению
математических и нематематических задач, предполагающее умения:
•выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными
дробями;
•решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и
решения уравнений;
•изображать фигуры на плоскости;
•использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
•измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
•распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
•проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать
прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
•использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул,
выражений, уравнений;
•читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы
(столбчатой или круговой), в графическом виде;
•решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание учебного предмета
Арифметика. Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
Координатный луч. Шкала.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел.
Свойства умножения.
Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
числа.
Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные
Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с
обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных
дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его
процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры
зависимостей
между
величинами.
Представление
зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий
в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины
отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость.
Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с
помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии
фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение
цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины.
Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических
символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир
простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н.
Колмогоров.
Тематическое планирование
№
Наименование
разделов и тем
1
Вводное
повторение
Натуральные
числа
Сложение и
вычитание
натуральных
чисел
Умножение и
деление
натуральных
чисел
Обыкновенные
дроби
Десятичные
дроби
Повторение.
Решение задач
Резерв
Итого
2
3
4
5
6
7
8
9
Максимальная
нагрузка
учащегося, ч
5
Из них
теоретическое
контрольные
обучение, ч
работы, ч
4
1
15
14
1
33
31
2
37
35
2
18
17
1
48
45
3
15
14
1
5
170
3
158
1
12
Примечание: количество часов, отведенных на изучение тем для детей с ОВЗ, может
варьироваться в зависимости от усвоения темы детьми.
Поурочное планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
Наименование темы
Количество
часов
Вводное повторение (5 ч)
Сложение
и
вычитание
1
натуральных чисел
Деление
и
умножение
1
натуральных чисел
Решение уравнений
1
Решение задач
1
Вводная контрольная работа
1
Глава 1. Натуральные числа (15 часов)
Ряд натуральных чисел
1
примечание
С учит.
С учит.
С учит.
Сам-но
Сам-но
С учит
Цифры. Десятичная запись
натуральных чисел
Отрезок. Длина отрезка.
2
11
1213
1415
1618
Ломаная.
Плоскость. Прямая. Луч
1
2
Шкала. Координатный луч
2
Сравнение натуральных чисел
3
19
Повторение и систематизация
1
знаний.
Контрольная работа № 1 по
1
Сам-но
теме «Натуральные числа»
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа)
Сложение натуральных чисел.
4
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Вычитание натуральных чисел
5
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Числовые и буквенные
3
Сам-но
выражения. Формулы
С учит
С учит
Контрольная работа № 2 по
1
Сам-но
теме «Сложение и вычитание
натуральных чисел»
Уравнение
3
Сам-но
9-10
20
2124
2529
3032
33
34-
2
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
36
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
3738
3943
Угол. Обозначение углов
2
Виды углов. Измерение углов
5
4445
4647
48
4951
Многоугольники. Равные
фигуры
Треугольник и его виды.
2
Построение треугольников.
Прямоугольник и квадрат. Ось
симметрии фигуры
1
3
52
Повторение и систематизация
1
учебного материала.
Контрольная работа № 3 по
1
Сам-но
теме «Уравнение. Угол.
Многоугольники»
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (37 часов)
Умножение. Переместительное
4
Сам-но
свойство умножения
С учит
С учит
С учит
Сочетательное и
3
Сам-но
распределительное свойства
С учит
умножения
С учит
53
5457
5860
6167
2
Деление
7
6870
Деление с остатком
3
7172
73
Степень числа
2
1
7477
Контрольная работа № 4 по
теме «Умножение и деление
натуральных чисел»
Площадь. Площадь
прямоугольника
78-
Прямоугольный параллелепипед.
3
4
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
80
Пирамида
8184
Объем прямоугольного
параллелепипеда
4
8587
Комбинаторные задачи
3
8889
90
Повторение и систематизация
2
учебного материала
Контрольная работа № 5 по
1
теме «Умножение и деление
натуральных чисел»
Глава 4. Обыкновенные дроби (18 часов)
Понятие обыкновенной дроби
5
9195
9698
Правильные и неправильные
дроби. Сравнение дробей
3
99100
101
Сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями
Дроби и деление натуральных
чисел.
Смешанные числа
2
102106
107
108
109110
111113
1
5
Повторение и систематизация
1
учебного материала
Контрольная работа № 6 по
1
теме «Обыкновенные дроби»
Глава 5. Десятичные дроби (48 часов)
Представление о десятичных
2
дробях
Сравнение десятичных дробей
3
114116
Округление чисел. Прикидки
3
117122
Сложение и вычитание
десятичных дробей
6
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
123
Контрольная работа № 7 по
теме «Сложение и вычитание
десятичных дробей»
Умножение десятичных дробей
1
Сам-но
7
Деление десятичных дробей
7
Решение задач
2
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
1
С учит
141143
Контрольная работа № 8 по
теме «Умножение и деление
десятичных дробей»
Среднее арифметическое.
Среднее значение величины
3
144148
Проценты. Нахождение
процентов от числа
5
149153
Нахождение числа по его
процентам
5
154155
156
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
С учит
С учит
С учит
Повторение и систематизация
2
учебного материала.
Контрольная работа № 9 по
1
теме «Проценты»
Повторение и систематизация учебного материала(15 часов)
Упражнения для повторения
7
Сам-но
курса
Сам-но
5 класса
С учит
С учит
С учит
Сам-но
Сам-но
Итоговая контрольная работа в
С учит
1
рамках промежуточной
124130
131137
138139
140
157164
165
166170
аттестации
Резерв
5