№
1.
МБОУ Подгородненская
ООШ
Название программы
2.
3.
4.
5.
Вид деятельности
Вид программы
Возрастной диапазон
Цели и задачи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа общеинтеллектуального направления
«Гимнастика ума»
коллективная
общеразвивающая
6,6-10 лет
Цель: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность,
последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии.
6.
Содержание (краткое)
Знакомство с материалом из истории развития математики.
Решение занимательных заданий, связанные со счётом
предметов.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта,
применение
рациональных
способов
решения
математических выражений.
Знакомство с математическими
логических конструкций.
ребусами,
решение
Уяснение
формальной
сущности
логических
умозаключений при решении задач с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и
классов.
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации
для газеты.
Включение в активный словарь детей алгебраических
терминов.
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
7.
8.
9.
Продолжительность обучения
Форма обучения
Материально-техническое
обеспечение
10. Количество мест всего
11. Минимальное количество мест в
группе
12. Число свободных мест
13. Способ оплаты
14. Сертификация по требованиям
ПФДО
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Прием (открыт/закрыт)
Типовой договор-оферта
Муниципалитет:
Адрес места проведения занятий
Преподаватель
Квалификационная категория
4 года
очная
Компьютер, экран, проектор. Дополнительная информация
в сети «Интернет». Методические рекомендации.
Выставочные образцы.
15
9
6
Федеральный бюджет
Программа воспитания: «От конструирования к
реализации.».Дата выдачи 18.ноября
2020 г. Регистрационный номер 5335
открыт
Трудовой договор №4 от 01.03.2009 г.
Торопецкий
МБОУ ТР Подгородненская ООШ,ул.Парковая,д.12
Григорьева Ирина Валерьевна
1
Аннотация к ( указывается полное название образовательной программы)
Статус программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа « Гимнастика ума»
Направленность
общеинтеллектуального направления
Цель
и
задачи Цель: развивать логическое мышление, внимание, память,
программы
творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии.
Контингент
обучающихся
Продолжительность
реализации
программы
Режим занятий
Форма организации
Дети возрастной группы, дети, проявляющие интерес к
данному виду деятельности (чтение)
4 года
1 час в неделю
Урок-игра, урок-практикум, урок-конференция.
процесса обучения
Формы
проведения Индивидуальные, групповые, парные.
занятий
Особые
условия нет
проведения
Краткое содержание
Знакомство с материалом из истории развития математики.
Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение
рациональных способов решения математических выражений.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических
конструкций.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при
решении задач с неполными данными, лишними, нереальными
данными.
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для
газеты.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
Формы оценки
качества знаний
Устное
поощрение,
принятие
участия
в
конкурсах,
олимпиадах.(Международный конкурс «Старт»., Международный
(формы педагогического образовательный портал «Солнечный луч»-олимпиады/)
контроля)
Ожидаемый результат В дальнейшем активное участие в конкурсах, различных
олимпиадах.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
общеинтеллектуального
направления
«Гимнастика ума»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Гимнастика ума» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и
направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Гимнастика ума» составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности под
редакцией
Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4
классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает
включение задач и заданий, трудность которых определяется не столькоматематическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует
появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также
формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,
любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы
«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная
смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к
передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги,
расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к
обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии;
-умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание
только на количественных;
-умение делать доступные выводы и обобщения;
-обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приёмов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6,6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1
часу 1 раз в неделю.1 класс-33часа,2-4 классы-34 часа. Состав детской группы постоянный по
классам, набор в группу свободный.
Результаты освоения программы
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее
природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных
представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
-установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметнымирезультатами являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей
действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении,
самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные
связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество,
причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных
дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности
природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
2.Учебный план
Наименование тем курса
Из них
Всего
часов
теория
1. Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
1
1
2. Как люди научились
считать.
практика
Форма контроля
1
1
конкурс
на
презентацию
3. Интересные приемы
устного счёта.
8
1
математический диктант
4. Решение занимательных
задач в стихах.
10
1
тестирование
5. Упражнения с
многозначными числами
(класс млн.)
5
1
тестирование
6. Учимся отгадывать
ребусы.
4
1
конкурс
на
лучший
математический ребус
7. Числа-великаны.
Коллективный счёт.
3
1
проверочный тест
8. Упражнения с
многозначными числами
(класс млр.)
1
1
контрольный тест
9. Решение ребусов и
логических задач.
4
1
мини-олимпиада
10. Задачи с неполными
данными, лишними,
нереальными данными.
1
1
тестирование
11. Загадки- смекалки.
8
1
конкурс
на
лучшую
загадку-смекалку
12. Игра «Знай свой
разряд».
5
1
тест
лучшую
13. Обратные задачи.
1
1
познавательная игра «Где
твоя пара?»
14. Практикум «Подумай и
реши».
4
1
тестирование
15.Задачи с изменением
вопроса.
4
1
конкурс
на
лучшее
инсценирование
математической задачи
16. «Газета
любознательных».
4
1
конкурс
на
лучшую
математическую газету
17.Решение нестандартных
задач.
10
1
тестирование
18.Решение олимпиадных
задач.
10
1
школьная олимпиада
19.Решение задач
международной игры
«Кенгуру»
3
1
школьная олимпиада
20. Школьная олимпиада
4
1
школьная олимпиада
21. Игра «Работа над
ошибками»
8
1
тестирование
22.Математические горки.
8
1
конкурс
на
«Решебник»
23. Наглядная алгебра.
1
1
тестирование
24.Решение логических
задач.
10
1
тестирование
25.Игра «У кого какая
цифра»
4
1
тестирование
26.Знакомьтесь: Архимед!
1
1
создание на бумаге эскизов
слайдов
будущей
презентации
27.Задачи с
многовариантными
решениями.
4
28.Знакомьтесь: Пифагор!
1
1
викторина
29.Задачи с
многовариантными
решениями.
1
1
школьная олимпиада
лучший
1
30.Учимся комбинировать
элементы знаковых систем.
1
1
тест
31.Задачи с
многовариантными
решениями.
1
1
тестирование
32.Математический КВН
4
1
школьная олимпиада
33. Круглый стол
«Подведем итоги»
4
1
анкетирование
3.Содержание программы
1.
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым
материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий,
связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения
математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом
уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными
данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
32. Математический КВН.- 1час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематическое планирование1 класс-33 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Математика-это интересно!
2
2
Путешествие точки.
3
3
Игры с кубиками.
2
4
Танграм: ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА
3
5
Развиваем память, внимание, мышление.
4
6
Волшебная линейка.
2
7
Из истории математики.
3
8
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
3
9
Задачи-смекалки, логические задачи.
3
10
«Знакомство» с Архимедом
2
11
Знакомьтесь: Пифагор!
2
12
Игра в магазин.Монеты.
2
13
КВН «математика-Царица наук»
2
Итого:
33
Тематическое планирование 2класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Углы. Многоугольники. Многогранники.
2
2
Развиваем мышление, память.
3
3
Учимся быть внимательными.
3
4
Плоские и объёмные геометрические фигуры.
3
5
Единицы длины.
3
6
Весёлые задачки.
3
7
Выпуск математической газеты.
2
8
Из истории математики.
3
9
Путешествие в мир чисел.
2
10
Решение ребусов и логических задач.
3
11
Задачи на разрезание.
3
12
Задачи-смекалки.
2
13
Выпуск математической газеты.
2
Итого:
34
Тематическое планирование 3класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Интеллектуальная разминка.
1
2
«Числовой» конструктор
1
3
Геометрия вокруг нас.
1
4
Волшебные переливания.
1
5
В царстве смекалки
2
6
Шаг в будущее
1
7
«Спичечный» конструктор
2
8
Числовые головоломки.
1
9
Выпуск математической газеты.
2
10
Интеллектуальная разминка.
2
11
Математические игры.
2
12
Задачи-смекалки
2
13
Секреты чисел
2
14
Математическое путешествие
2
15
Выпуск математической газеты
2
16
Единицы длины
2
17
Плоские и объёмные геометрические фигуры
3
18
Математическая копилка
3
19
Весёлые задачки
2
Итого:
34
Тематическое планирование 4класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Построение геометрических фигур
2
2
Координатный угол
2
3
«Весёлые углы.»
4
4
Весёлая геометрия
4
5
Многогранник
3
6
Выпуск журнала «Юный математик»
2
7
Составные высказывания
2
8
Задачи на движение
2
9
Точное и приближённое значение величины
2
10
Построение угла, отрезка, равного данному
4
11
Математический КВН
1
12
Старинные меры длины
1
13
Высказывания и их значения. Логические связки.
4
14
Выпуск журнала «Юный математик»
1
Итого:
34
4.Методическое обеспечение программы
Занятия проводит учитель начальной школы 1 квалификационной категории Лахно О.В.-2
класс, учитель начальной школы 1 квалификационной категории Соловьёва Л.Д- 3
класс,учитель начальной школы 1 квалификационной категории Григорьева И.В.-4 класс.
Для занятий имеется: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных
образцов.
5.Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 –
11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004