Программа Гимнастика ума

№
1.

МБОУ Подгородненская
ООШ
Название программы

2.
3.
4.
5.

Вид деятельности
Вид программы
Возрастной диапазон
Цели и задачи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа общеинтеллектуального направления
«Гимнастика ума»
коллективная
общеразвивающая
6,6-10 лет
Цель: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность,
последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии.

6.

Содержание (краткое)

Знакомство с материалом из истории развития математики.
Решение занимательных заданий, связанные со счётом
предметов.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта,
применение
рациональных
способов
решения
математических выражений.
Знакомство с математическими
логических конструкций.

ребусами,

решение

Уяснение
формальной
сущности
логических
умозаключений при решении задач с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и
классов.
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации
для газеты.
Включение в активный словарь детей алгебраических
терминов.
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор



7.
8.
9.

Продолжительность обучения
Форма обучения
Материально-техническое
обеспечение

10. Количество мест всего
11. Минимальное количество мест в
группе
12. Число свободных мест
13. Способ оплаты
14. Сертификация по требованиям
ПФДО
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Прием (открыт/закрыт)
Типовой договор-оферта
Муниципалитет:
Адрес места проведения занятий
Преподаватель
Квалификационная категория

4 года
очная
Компьютер, экран, проектор. Дополнительная информация
в сети «Интернет». Методические рекомендации.
Выставочные образцы.
15
9
6
Федеральный бюджет
Программа воспитания: «От конструирования к
реализации.».Дата выдачи 18.ноября
2020 г. Регистрационный номер 5335
открыт
Трудовой договор №4 от 01.03.2009 г.
Торопецкий
МБОУ ТР Подгородненская ООШ,ул.Парковая,д.12
Григорьева Ирина Валерьевна
1

Аннотация к ( указывается полное название образовательной программы)
Статус программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа « Гимнастика ума»
Направленность
общеинтеллектуального направления
Цель
и
задачи Цель: развивать логическое мышление, внимание, память,
программы
творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии.

Контингент
обучающихся
Продолжительность
реализации
программы
Режим занятий
Форма организации

Дети возрастной группы, дети, проявляющие интерес к
данному виду деятельности (чтение)
4 года
1 час в неделю
Урок-игра, урок-практикум, урок-конференция.

процесса обучения
Формы
проведения Индивидуальные, групповые, парные.
занятий
Особые
условия нет
проведения
Краткое содержание
Знакомство с материалом из истории развития математики.
Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение
рациональных способов решения математических выражений.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических
конструкций.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при
решении задач с неполными данными, лишними, нереальными
данными.
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для
газеты.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор

Формы оценки
качества знаний

Устное
поощрение,
принятие
участия
в
конкурсах,
олимпиадах.(Международный конкурс «Старт»., Международный
(формы педагогического образовательный портал «Солнечный луч»-олимпиады/)
контроля)

Ожидаемый результат В дальнейшем активное участие в конкурсах, различных
олимпиадах.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
общеинтеллектуального
направления
«Гимнастика ума»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Гимнастика ума» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и
направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Гимнастика ума» составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности под
редакцией
Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4
классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает
включение задач и заданий, трудность которых определяется не столькоматематическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует
появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также
формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,
любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы
«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная
смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к
передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги,
расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться
мыслями).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к
обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-развитие краткости речи;
-умелое использование символики;
-правильное применение математической терминологии;
-умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание
только на количественных;
-умение делать доступные выводы и обобщения;
-обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приёмов рассуждений;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6,6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1
часу 1 раз в неделю.1 класс-33часа,2-4 классы-34 часа. Состав детской группы постоянный по
классам, набор в группу свободный.
Результаты освоения программы
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее
природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных
представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
-установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметнымирезультатами являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей
действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении,
самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные
связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество,
причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных
дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности
природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность;

· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
2.Учебный план

Наименование тем курса

Из них
Всего
часов

теория

1. Вводное занятие
«Математика – царица
наук»

1

1

2. Как люди научились
считать.

практика

Форма контроля

1

1

конкурс
на
презентацию

3. Интересные приемы
устного счёта.

8

1

математический диктант

4. Решение занимательных
задач в стихах.

10

1

тестирование

5. Упражнения с
многозначными числами
(класс млн.)

5

1

тестирование

6. Учимся отгадывать
ребусы.

4

1

конкурс
на
лучший
математический ребус

7. Числа-великаны.
Коллективный счёт.

3

1

проверочный тест

8. Упражнения с
многозначными числами
(класс млр.)

1

1

контрольный тест

9. Решение ребусов и
логических задач.

4

1

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными
данными, лишними,
нереальными данными.

1

1

тестирование

11. Загадки- смекалки.

8

1

конкурс
на
лучшую
загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой
разряд».

5

1

тест

лучшую

13. Обратные задачи.

1

1

познавательная игра «Где
твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и
реши».

4

1

тестирование

15.Задачи с изменением
вопроса.

4

1

конкурс
на
лучшее
инсценирование
математической задачи

16. «Газета
любознательных».

4

1

конкурс
на
лучшую
математическую газету

17.Решение нестандартных
задач.

10

1

тестирование

18.Решение олимпиадных
задач.

10

1

школьная олимпиада

19.Решение задач
международной игры
«Кенгуру»

3

1

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

4

1

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над
ошибками»

8

1

тестирование

22.Математические горки.

8

1

конкурс
на
«Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

1

тестирование

24.Решение логических
задач.

10

1

тестирование

25.Игра «У кого какая
цифра»

4

1

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

создание на бумаге эскизов
слайдов
будущей
презентации

27.Задачи с
многовариантными
решениями.

4

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

викторина

29.Задачи с
многовариантными
решениями.

1

1

школьная олимпиада

лучший

1

30.Учимся комбинировать
элементы знаковых систем.

1

1

тест

31.Задачи с
многовариантными
решениями.

1

1

тестирование

32.Математический КВН

4

1

школьная олимпиада

33. Круглый стол
«Подведем итоги»

4

1

анкетирование

3.Содержание программы

1.
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым
материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий,
связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения
математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.
Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом
уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными
данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед

- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
32. Математический КВН.- 1час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.

Тематическое планирование1 класс-33 часа,1 час в неделю)
№

Тема занятия

1

Математика-это интересно!

2

2

Путешествие точки.

3

3

Игры с кубиками.

2

4

Танграм: ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА

3

5

Развиваем память, внимание, мышление.

4

6

Волшебная линейка.

2

7

Из истории математики.

3

8

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

3

9

Задачи-смекалки, логические задачи.

3

10

«Знакомство» с Архимедом

2

11

Знакомьтесь: Пифагор!

2

12

Игра в магазин.Монеты.

2

13

КВН «математика-Царица наук»

2

Итого:

33

Тематическое планирование 2класс-34 часа,1 час в неделю)
№

Тема занятия

1

Углы. Многоугольники. Многогранники.

2

2

Развиваем мышление, память.

3

3

Учимся быть внимательными.

3

4

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

3

5

Единицы длины.

3

6

Весёлые задачки.

3

7

Выпуск математической газеты.

2

8

Из истории математики.

3

9

Путешествие в мир чисел.

2

10

Решение ребусов и логических задач.

3

11

Задачи на разрезание.

3

12

Задачи-смекалки.

2

13

Выпуск математической газеты.

2

Итого:

34

Тематическое планирование 3класс-34 часа,1 час в неделю)
№

Тема занятия

1

Интеллектуальная разминка.

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас.

1

4

Волшебные переливания.

1

5

В царстве смекалки

2

6

Шаг в будущее

1

7

«Спичечный» конструктор

2

8

Числовые головоломки.

1

9

Выпуск математической газеты.

2

10

Интеллектуальная разминка.

2

11

Математические игры.

2

12

Задачи-смекалки

2

13

Секреты чисел

2

14

Математическое путешествие

2

15

Выпуск математической газеты

2

16

Единицы длины

2

17

Плоские и объёмные геометрические фигуры

3

18

Математическая копилка

3

19

Весёлые задачки

2

Итого:

34

Тематическое планирование 4класс-34 часа,1 час в неделю)
№

Тема занятия

1

Построение геометрических фигур

2

2

Координатный угол

2

3

«Весёлые углы.»

4

4

Весёлая геометрия

4

5

Многогранник

3

6

Выпуск журнала «Юный математик»

2

7

Составные высказывания

2

8

Задачи на движение

2

9

Точное и приближённое значение величины

2

10

Построение угла, отрезка, равного данному

4

11

Математический КВН

1

12

Старинные меры длины

1

13

Высказывания и их значения. Логические связки.

4

14

Выпуск журнала «Юный математик»

1

Итого:

34

4.Методическое обеспечение программы
Занятия проводит учитель начальной школы 1 квалификационной категории Лахно О.В.-2
класс, учитель начальной школы 1 квалификационной категории Соловьёва Л.Д- 3
класс,учитель начальной школы 1 квалификационной категории Григорьева И.В.-4 класс.
Для занятий имеется: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных
образцов.
5.Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 –
11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».