Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Истоки» (история родной школы)
Направленность
Туристско - краеведческая
Разработчики
программы
Владимирова Ольга Николаевна, учитель истории
Общий объем часов по
программе
34 часа
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 13-14 лет
Численный состав
группы
10 человек
Аннотация
Наша школа имеет много хороших традиций.
И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и
теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать:
многие учителя имеют награды, звания. Значит, не иссякнет профессия
учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами,
спортсменами, призёрами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами,
полковниками и, вообще, выпускниками, которые смогли стать настоящими
людьми.
Планируемые
результаты
реализации
программы
1. Получение целостной картины по истории развития школы и её
традиций;
2. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания;
3. Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках;
4. Сохранение собранной информации;
5. Рациональное использование и пропаганда материалов о школе;
6. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание
внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след;
7. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи,
передвижные выставки;
8. Влияние на выбор профессии учащимися;
9. Приобщение учащихся к исследовательской работе;
10. Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и
родителей.
Пояснительная записка
Данная программа
соответствии с:
предназначена для стартового уровня и разработана в
Конвенцией о правах ребенка;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014года № 1726-р);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.
Актуальность программы обусловлена тем, что одним из приоритетных
направлений в организации воспитательной деятельности школы является
сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности
поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на
патриотическое воспитание и формирование личности обучающихся.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения
связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее
будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях –
бывших и настоящих выпускников школы, тем более действительными
покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма,
уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на
традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в
различных областях знаний.
В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становиться
менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается
поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя.
Дорога длиною в девять классов очень трудна и для родителей, и для ребёнка,
которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и
выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие,
что как раз этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры
кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться
успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что
школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не
представляешь.
Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом
рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в
нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют награды, звания.
Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими
учащимися: медалистами, спортсменами, призёрами олимпиад, конкурсов,
кандидатами наук, поэтами, полковниками и, вообще, выпускниками которые
смогли стать настоящими людьми.
Численный состав группы - 10 человек.
Цель: развитие мотивации детей к познанию традиций русской школы,
создание
необходимых
организационно-педагогических
условий
для
активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности
педагогического коллектива, органов детского самоуправления по
формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного
качества у детей.
Задачи программы:
1. формировать у детей знание основ традиций школы;
2. прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
3. воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство
гордости за лучших учеников школы;
4. создавать условия для самовоспитания личности;
5. стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры
внешнего поведения при поисковой деятельности.
Ведущие направления деятельности
1. Создание организационно-педагогических условий для формирования
компетентности и установок на активную жизненную позицию.
2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ
жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации
активной социальной позиции школьников.
Данные направления реализуются на различных уровнях: учебном, внеучебном,
социально-проектном.
Объём и срок освоения: 34 часа, 1 год
Формы обучения:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы.
Режим занятий:
1 раз в неделю (1 час), среда с 9.00 до 9.45,
34 часа в год.
Воспитательная деятельность
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на
организацию образовательной среды дополнительного образования и
управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного
развития личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная
сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что
увеличивает
пространство, в котором школьники могут развивать творческую и
познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества для
достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и
самореализации личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего
внешние и внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность
участия в деятельности творческих и общественных объединений различной
направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4. Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приёмы
воспитания, а также постоянно следить за эффективностью её реализации.
Направление воспитательной работы:
1. Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание);
2. Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание);
3. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
4. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность).
Реализация программы
1. Подготовительный период
1.1. Разработать Программу развития экспозиции музея “История родной
школы”.
1.2. Составить паспорт экспозиции.
1.3. Организовать работу с архивом. Вести сбор информации, фотографий.
1.4. Оформить стенды по темам.
1.5. Обновлять, реставрировать старые альбомы о выпусках.
1.6. Вести переписку с выпускниками школы.
1.7. Оборудовать витрину для экспонатов.
2. Основной период
2.1. Обработка собранной информации, написание отчётов в форме лекций,
слайд-фильмов, презентаций, газет, папок-раскладушек, передвижных выставок.
2.2. Открытие экспозиции музея.
3. Рефлексивный период
3.1. Экскурсии по музею.
3.2. Классные часы по темам:
- “История развития школы”,
- “Они работали директорами и завучами школы”,
- “Знаменитые выпускники школы” и т.д.
3.3. Слайд-фильмы по темам:
- “Воспоминания о школе”,
- “Спортивные достижения школы” и др.
Ожидаемые результаты.
1. Получение целостной картины по истории развития школы и её традиций;
2. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского
воспитания;
3. Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках;
4. Сохранение собранной информации;
5. Рациональное использование и пропаганда материалов о школе;
6. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою
лепту в историю школы, оставить после себя след;
7. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки,
индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные
выставки;
8. Влияние на выбор профессии учащимися;
9. Приобщение учащихся к исследовательской работе;
10. Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.
Тематическое планирование программы
№ темы
всего
1
2
3
4
5
Название темы
Музей как социокультурное явление
Работа с архивными документами
Сбор информации, оформление альбомов об
истории развития школы, о выпускниках
школы, педагогах
Оформление стенда «Выпуски разных лет»
Тематические экскурсии
Итого
Количество часов
теория Практика
2
2
10
1
9
7
7
1
14
34
1
4
1
13
30
Содержание программы
Тема 1. Музей как социокультурное явление (2 ч)
Понятие «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество.
Социокультурная функция музея. Социальные музеи. Условия реализации музеем
социокультурной функции.
Учащиеся должны знать:
-основную музейную терминологию;
-функции и задачи музея.
Учащиеся должны уметь:
-свободно ориентироваться в музейной терминологии
Тема 2. Работа с архивными документами (10ч)
Научно-исследовательская работа музея. Поиск фотографий, грамот, дипломов,
наград в архиве школы. Изучение архивных материалов. Экспозиции и выставки,
экскурсии как главный итог музейной работы. Их роль в социокультурной деятельности
музея.
Практическое занятие: создание альбомов, экспозиционных выставок.
Учащиеся должны знать:
-цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
-роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
Учащиеся должны уметь:
-правильно пользоваться музейной терминологией;
-работать с основной документацией при подготовке альбомов, выставок.
Тема 3. Сбор информации, оформление альбомов об истории развития школы, о
выпускниках и завучах (7ч.)
Фондовая работа. Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных
предметов.
Практическое занятие:
-комплектование и обработка материалов для создания фондов, альбомов.
Учащиеся должны знать:
-структуру фондов и фондовую документацию;
-особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
-работать с основной документацией на стадии комплектование материалов.
Тема 4. Оформление стенда «Выпуски разных лет» (1ч).
Оформление стендов. Экспозиционно-выставочная работа музея как основа
формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Её
характеристика. Основные этапы работы. Строительство экспозиций и выставок.
Практическое занятие:
- проектирование выставки.
Учащиеся должны знать:
-характеристику музейной экспозиции;
-особенности экспозиционно-выставочной работы.
Учащиеся должны уметь:
-работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании
проекта выставки.
Тема 5. Тематические экскурсии (14ч)
Что такое экскурсия. Как подобрать материал для проведения экскурсии.
Профессия «Экскурсовод». Подготовка и проведение экскурсий:
- «История становления Подгородненской школы»;
- «Учителя – ветераны педагогического труда»;
- «Выпускники, прославившие школу»;
- «Медалисты»;
- «Учителя – участники Великой Отечественной войны»;
- «Из истории пионерской и комсомольской организации школы»;
- «Онлайн – выставки»;
- «Онлайн –экскурсии».
Календарно-тематический план работы кружка
на 2024-2025 учебный год - 34 часа
№
занятия
Содержание
1.
Понятие «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество.
2.
Социокультурная функция музея. Социальные музеи. Условия реализации
музеем социокультурной функции.
3.
Научно-исследовательская работа музея.
4-11.
Поиск фотографий, грамот, дипломов, наград в архиве школы. Изучение
архивных материалов.
12.
Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Их роль в
социокультурной деятельности музея.
13-19.
Фондовая работа. Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных
предметов.
20.
Оформление стендов. Экспозиционно-выставочная работа музея
как
основа
формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Её
характеристика. Основные
этапы
работы.
Строительство экспозиций и
выставок.
21.
Что такое экскурсия. Как подобрать материал для проведения экскурсии.
Профессия «Экскурсовод».
22.
Экскурсия «Учителя – участники Великой Отечественной войны».
23.
Онлайн – экскурсия «История становления Подгородненской школы».
24.
Экскурсия «Учителя – ветераны педагогического труда».
25.
Онлайн – выставка «Учителя – Отличники народного просвещения».
26.
Экскурсия «Выпускники, прославившие школу».
27.
Выставка «Медалисты Подгородненской школы».
28.
Онлайн – экскурсия «Вахта Памяти».
29.
Экскурсия «Из истории пионерской и комсомольской организации школы».
30.
Экскурсия «Директора Подгородненской школы».
31.
Онлайн – выставка «Учительские коллективы разных лет».
32.
Онлайн – экскурсия «Заслуженный учитель РФ».
33.
Подведение итогов. «Музейные экспозиции».
34.
Итоговое занятие.
Литература для учителя и учащихся:
1. Музей и школа. Пособие для учителей под ред. Т.Д.Кудриной.- М.,
2000г.
2. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре.- М., 2003.
3. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей
школы. М., Академический проспект, 2003.
4. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
5. Романычев И.Г. Музейное дело: учебное пособие. М., 2002.