Практическая биология 24-25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной
направленности «Практическая биология» для обучающихся 5-9 классов на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Федеральной
образовательной программы основного общего образования (далее ФОП) и Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС
ООО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе
воспитания.
Курс «Практическая биология» разработана в соответствии с:
-Конституцией Российской Федерации
-Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации»
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
-Приказом министерства образования и науки Российской Федерации и министерства
просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Подгородненская
ООШ
Актуальность программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка.
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию дополнительного
образования, которое способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие
и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и
важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5-9 классов
интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на
практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении. На дополнительных занятиях
по биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников,
которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5
класса достаточно велико, поэтому дополнительное образование будет дополнительной
возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа
способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской
деятельности, знакомства со структурой работы.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Практическая биология» заключается в том,
что кроме определённых знаний и умений обучающиеся проводят большую и направленную работу по
накоплению, расширению и углублению биологических знаний для понимания основных положений
биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических
процессов. В процессе обучения, обучающиеся приобретут новые теоретические знания и практические
навыки в области биологии.

Цель занятий: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей
школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи занятий:
формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных

биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно-исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; использование
личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления,
технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
организация проектной деятельности обучающихся и проведение мини- конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной
теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад,
выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении
доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения
понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку
зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Объем и срок освоения: 68 часов, 1 год
Численный состав группы - 10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю (2 часа), среда с 15.00 до 15.45, пятница с 15.00 до 15.45, 68 часов
в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических
объектов и процессов;
классификация
—
определение принадлежности
биологических
объектов
к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение
биологических
объектов
и
процессов, умение
делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебный план
№п/п

Название раздела

1
2
3
4
5
6

Введение
Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
Итоговое занятие
Всего

Количество
часов всего
1
10
16
16
24
1
68

Теория

Практика

1
3
5
6
9
1
25

7
11
10
15
43

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Введение.
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория
Левенгука (10 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника
приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического
рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и
рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская
деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника
сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Тверской области.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение
растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектноисследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной
территории» Проект «Редкие растения Тверской области»
Раздел 3. Практическая зоология (16 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки
животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по
следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем
рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой.
Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская
деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Тверской области ».
Раздел 4. Биопрактикум (24 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи
исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов.
Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и
презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение
самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на
конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики
полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией
(посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектноисследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние
стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры
бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль
«Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение
степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях .

Календарно – учебный график
Год
обучения
2024-2025г.

Месяц

Даты

Сентябрь
Октябрь

04.09,06.09,11.09,13.09,18.09,20.09,25.09,27.09
02.10,04.10,09.10,11.10,16.10,18.10,23.10,25.10
26.10-04.11.2024 - каникулы
06.11,08.11,13.11,15.11,20.11,22.11,27.11,29.11
04.12,06.12,11.12,13.12,18.12.20.12,25.12,27.12
29.12.24 – 08.01.25 - каникулы
10.01,15.01,17.01,22.01.24.01.29.01,31.01
05.02,07.02,12.02.14.02.19.02,21.02.26.02,28.02

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель
Май

05.03,07.03,12.03,14.03,19.03.21.03
22.03-30.03.25 - каникулы
02.04,04.04,09.04,11.04,16.04,18.04,23.04.25.04,30.04
07.05,14.05,16.05,21.05,23.05,28.05,30.05
Завершение учебного года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1.

2.

3.

4.

Тема

Основное содержание

Вводный
инструктаж по ТБ
при проведении
лабораторных
работ.

Беседа

План работы и техника
безопасности при
выполнении
лабораторных работ.

Приборы для
научных
исследований
Лабораторное
оборудование.
Изучение
приборов для
научных
исследований»
Знакомство с
устройством
микроскопа.

Практическая
работа

Методы научного
исследования.
Лабораторное
оборудование и приборы
для научных
исследований. История
изобретения микроскопа,
его устройство и правила
работы. Техника
приготовления
временного
микропрепарата. Рисуем
по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и
лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и
рассматривание
микропрепаратов
Зарисовка биологических
объектов Проектноисследовательская
деятельность: Мини исследование
«Микромир» (работа в
группах с последующей
презентацией).

5.

Техника
биологического
рисунка.

6.

«Приготовление
и рассматривание
микропрепаратов.
Зарисовка
биологических
объектов».
Микромир

7.

Форма
проведения

Практическая
работа

Практическая
работа
«Изучение
устройств
увеличительны
х приборов»
Приготовления
микропрепарат
ов.
Лабораторный
практикум.

Миниисследование.

Основные виды
деятельности
обучающихся
Определяют понятия.
Раскрывают значение
биологических знаний в
современной жизни.
Лаборатория Левенгука
Работают с лупой и
микроскопом, изучают
устройство микроскопа
.Отрабатывают правила
работы с микроскопом.
Выделяют существенные
признаки строения клетки.

Электронные образовательные ресурсы

https://infourok.ru/komplekt-instruktazhey-po-tehnikebezopasnosti-v-kabinete-biologii-1091167.html

10
https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-organizaciieksperimentalnoj-deyatelnosti-s-cifrovym-mikroskopomnapravlennyh-na-formirovanie-issledovatels-5237378.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiymir/2017/04/13/mikroskop-v-rabote-s-detmi-doshkolnogovozrasta

Количе
ство
часов
1

2

2

https://posleurokov.ru/blog/microscope/
https://posleurokov.ru/blog/microscope/

1

http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html
https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_2.html

2

Выделяют существенные
признаки строения клетки
Учатся готовить
микропрепараты.

https://biouroki.ru/material/lab/1.html
https://урок.рф

2

Наблюдают части и
органоиды клетки под
микроскопом, описывают и
схематически изображают

https://www.youtube.com/channel/UCvRHYFx9PBHUZUxbYQUEbQ
https://fishki.net/2006286-jetot-udivitelnyj-mikromir.html
https://infourok.ru/issledovatelskaya-proekt-mir-pod-

1

8.

Фенологические
наблюдения
«Осень в жизни
растений»

Экскурсия

9.

Техника сбора,
высушивания и
монтировки
гербария.

Практическая
работа

10
.

Определяем и
классифицируем.

11
.

Морфологическое
описание
растений.
Определение
растений в
безлиственном
состоянии.
Создание
каталога
«Видовое
разнообразие

Практическая
работа
«Определение
растений по
гербарным
образцам».
Практическая
работа.

12
.

13
.

Практическая
работа.
Проектная
деятельность.

Фенологические
наблюдения. Ведение
дневника наблюдений.
Гербарий: оборудование,
техника сбора,
высушивания и
монтировки. Правила
работа с определителями
(теза, антитеза).
Морфологическое
описание растений по
плану. Редкие и
исчезающие растения
Тверской области .
Практические и
лабораторные работы:
Морфологическое
описание растений
Определение растений по
гербарным образцам и в
безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-

их.
mikroskopom-5126919.html
Объясняют роль
минеральных веществ и
воды, входящих в состав
клетки.
Различают органические и
неорганические вещества,
входящие в состав клетки.
Ставят биологические
эксперименты по изучению
химического состава клетки.
Практическая ботаника
16
Характеризуют влияние
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-5-klassдеятельности человека на
fenologicheskie-nablyudeniya-za-izmeneniyamiприроду.
proishodyashimi-v-zhizni-rastenij-osenyu-6215726.html
Анализируют и сравнивают
https://multiurok.ru/index.php/files/zaniatie-osen-v-zhizniэкологические факторы
rastenii.html
Сбор гербария.
https://kolenovoros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.htm
l
https://nsportal.ru/npospo/zdravookhranenie/library/2015/05/21/metodika-sboragerbariev-zachem-sobirayut-gerbariy
Определяют растения и
https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-iзнакомятся с описанием
vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy
гербария
https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovy-sistematikirastenij-6-klass-4126283.html

2

2

2

Описывают
морфологические признаки
по плану
Работают с признаками
растений

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/16/planmorfologicheskogo-opisaniya-tsvetkovogo-rasteniya
https://ppt-online.org/174141
https://multiurok.ru/index.php/files/opredelenie-derevev-ikustarnikov-v-bezlistvennom.html
https://housecomputer.ru/books/nature/dendrologiya/part2_2.html

2

Самостоятельная
деятельность.

https://shkolagorskayar40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2338/vneurochka_tochka
_rosta_5_9.pdf
https://р26.навигатор.дети/program/24577-prakticheskaya-

3

2

14
.

растений
пришкольной
территории».
Редкие растения
Тверского края.

Проектная
деятельность.

15
.

Система
животного мира.

Творческая
мастерская.

16
.

Определяем и
классифицируем.

17
.

Определяем
животных по
следам и контуру.

Практическая
работа по
определению
животных.
Практическая
работа.

18
.

Определение
экологической
группы животных
по внешнему
виду.

Практическая
работа.

19
.

Практическая
орнитология.

Миниисследование.

20
.

Составление
пищевых цепочек

Групповая
работа

исследовательская
деятельность: Создание
каталога «Видовое
разнообразие растений
пришкольной
территории» Проект
«Редкие растения
Тверской
области»
Знакомство с системой
живой природы,
царствами живых
организмов.
Отличительные признаки
животных разных царств
и систематических групп.
Жизнь животных:
определение животных по
следам, продуктам
жизнедеятельности.
Описание внешнего вида
животных по плану. О чем
рассказывают скелеты
животных
(палеонтология).
Пищевые цепочки. Жизнь
животных зимой.
Подкормка птиц.
Практические и
лабораторные работы:
Работа по определению
животных Составление
пищевых цепочек
Определение
экологической группы
животных по внешнему
виду Фенологические
наблюдения «Зима в
жизни растений и

biologiya
Самостоятельная
деятельность.

Практическая зоология
Определяют понятия.
Характеризуют этапы
развития зоологии.
Классифицируют животных.

Классифицируют животных.

Используя дополнительные
источники информации,
раскрывают значения
зоологических знаний. роль
и значение животных в
природе и жизни человека.
Сравнивают животных
изучаемых классов и типов
между собой.
Изучают признаки
биологических объектов:
естественного и
искусственного биоценоза,
продуцентов,консументов,
редуцентов.

https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_chukotskogo_av
tonomnogo_okruga.php
https://чукотка.рф/files/docs/Vol2-PlantsFungiChukotka_2022.pdf
https://okrmyr.ru/proekt-raznoobrazie-prirody-chukotskij-ao-3klass.html
16
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-sovremennaya-sistemazhivotnogo-mira-5626421.html
https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye
https://multiurok.ru/files/lr-4-oznakomlenie-s-printsipamisistematiki-organi.html
http://www.myshared.ru/slide/389335/

3

https://givotniymir.ru/sledy-zhivotnyh-v-lesu-i-ih-osobennosti/
https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/12852/Sledyzhivotnyh-i-ptic-na-snegu-shemy-s-nazvanijami.htm
https://multiurok.ru/blog/kartochki-dlia-zaniatii-s-detmi-sledyzhivotnykh-na-snegu.html
https://lektsii.com/2-26749.html
https://videouroki.net/video/03-sistematicheskaya-iehkologicheskaya-klassifikacii-organizmov-sistematicheskiekategorii-i-taksony.html

2

https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-nakormushkie.html

2

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/prirodavokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-3a2414aa1a6f-4b2e-b8ee-b9a723ee1da1
https://урок.рф/library/urok_pishevie_tcepi_180623.html
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/03/21/pishchevy
e-tsepi-pitaniya

2

2

2

2

21
.

Красная книга
Тверского края.

Проект.

22
.

Как выбрать тему
для исследования.

Практическая
работа.

23
.

Постановка целей
и задач.

Теоретическое
занятие

24
.

Источники
информации.

Теоретическое
занятие.

23
.

Как оформить
результаты
исследования.
Физиология
растений.

Теоретическое
занятие.

26
.

27
.

Исследовательс
кая
деятельность
«Движение
растений.
Влияние
стимуляторов
роста на рост и
развитие
растений».
Прорастание
семян. Влияние
прищипки на
рост корня.

животных» Проектноисследовательская
деятельность: Мини исследование «Птицы на
кормушке»
Выполнение проекта

Учебно-исследовательская
деятельность. Как
правильно выбрать тему,
определить цель и задачи
исследования. Какие
существуют методы
исследований. Правила
оформления результатов.
Источники информации
(библиотека, интернетресурсы). Как оформить
письменное сообщение и
презентацию. Освоение и
отработка методик
выращивания биокультур.
Выполнение
самостоятельного
исследования по
выбранному модулю.
Представление
результатов на
конференции. Отработка
практической части
олимпиадных заданий с
целью диагностики
полученных умений и
навыков. Практические и
лабораторные работы:

Самостоятельная
деятельность

https://чукотка.рф/files/docs/Vol1-AnimalsChukotka_2022.pdf
https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-chukotskogo-avtonomnogookruga/

4

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm-биологическое
разнообразие России.
http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF)
https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii4247645.html .

2

https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-naurokakh-bio.html
https://kubinka-sosh1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf
https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-naurokakh-bio.html
https://kubinka-sosh1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf
https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2016/gluschenko.pdf

2

Самостоятельная работа

https://pptcloud.ru/raznoe/fiziologiya-rasteniy-22-ch-lektsii-10ch-laboratornye-kontrolnaya-rabota-ekzamen
https://myslide.ru/presentation/skachat-fiziologiya-rastenij

2

Самостоятельная работа

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-rost-kornyaklass-665520.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2688565-dlja-chegoprischipyvajut-koreshok-u-rassady.html

2

Биопрактикум 24
Диспут

Индивидуальная работа

Работа с Интернетресурсами
Групповая работа

4

4

28
.

Микробиология.

29
.

Микология.

30
.

Экологический
практикум.

31
.

Подготовка к
отчетной
конференции

Создание
презентаций,
докладов.

32
.

Итоговое занятие.

Обсуждение
результатов.

Исследовательс
кая
деятельность
«Выращивание
культуры
бактерий и
простейших».
Исследовательс
кая
деятельность
«Влияние
дрожжей на
укоренение
черенков».
Исследовательс
кая
деятельность:
«Определение
запыленности
воздуха в
помещениях».

Диспут с использованием
опережающих заданий

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования»
.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование
детей и изучение природы России

2

Выращивание культуры
бактерий и простейших
Влияние фитонцидов
растений на
жизнедеятельность
бактерий

Диспут с использованием
опережающих заданий

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-po-mikrobiologii
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poniatiie-omikroorghanizmakh.html

2

Модуль «Экологический
практикум» Определение
степени загрязнения
воздуха методом
биоиндикации.
Определение
запыленности воздуха в
помещениях
Составление электронных
презентаций.

Коллективный проект

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202525jekologicheskij-praktikum
https://www.christmas-plus.ru/images/stories/pdf/knigaeco_prakt.pdf

2

2

Защита мини-проектов

Подведение и обсуждение
итогов

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4647/1/03Krilosova2.pdf
https://nsportal.ru/shkola/informatika-iikt/library/2013/09/08/tekhnologiya-razrabotki-multimediynykhprezentatsiy
https://multiurok.ru/files/multimediinye-prezentatsionnyetekhnologii.html
https://infourok.ru/user/981990/blog/metodika-provedeniyazaschiti-detskih-uchebnoissledovatelskih-rabot-i-proektov116356.html

Индивидуальная работа

1

ВОСПИТАНИЕ
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды дополнительного образования и управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного развития личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что увеличивает
пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества для достижения
успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность участия в деятельности творческих и общественных объединений различной
направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4.Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.
Направление воспитательной работы
Общекультурное (гражданско- патриотическое воспитание)

Духовно- нравственное (нравственно- эстетическое воспитание)

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная
деятельность)

Задачи работы по данному направлению
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции; Формирование у воспитанников таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества
Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким,
как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность). Формирование
духовно-нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в
любых жизненных ситуациях. Воспитание доброты, чуткости, сострадания,
заботы и милосердия
Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной
из ценностных составляющих личности обучающегося. Формирование у
учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь
Активная практическая и мыслительная деятельность. Формирование
потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы
обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и
физических сил учащихся. Формирование интереса к исследовательской и
проектной деятельности, научной работе. Реализация познавательных интересов
ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и

Социальное направление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию)

Экологическое направление

саморазвитии
Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и способностями. Воспитание личности с
активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои
решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению.
Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Расширение знаний по экологии, географии, истории. Расширение знаний об
окружающем мире. Воспитание патриотизма посредством занятий по
краеведению

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом
иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог
проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая
биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение,
раковина с холодной водопроводной водой); - микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные
школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы,
инструкций для выполнения практических работ.
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Серия «Линия УМК Биология. Линия жизни (5-9)»
Авторы: В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, А. А. Каменский, Г. С. Калинова, С. В. Суматохин
2. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие
для учителя.-М.: Вентана-Граф, 2005.
3. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
4.Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.5.
5.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
6. Красная книга Тверской области
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».