Программа Краевед 5-6 класс

1

Информационная карта программы
Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед»

Направленность

Туристско - краеведческая

Разработчики
программы

Владимирова Ольга Николаевна, учитель истории

Общий объем часов по
программе

34 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 12-13лет

Численный состав
группы

15 человек

Аннотация

Программа «Краевед» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его
в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Планируемые
результаты реализации
программы

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков,
способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим
рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии
односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Учащиеся должны:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения.
Знать:
- наиболее важные события и факты истории нашей деревни, Торопецкого района,
земли Тверской;
- достопримечательности Торопца, области, своего района, своей деревни;
- национальные традиции и обычаи своей деревни, народов и народностей,
проживающих в Тверской области;
- атрибуты и достопримечательности города Торопца и Тверской области;
- известных поэтов, писателей, художников Торопецкого края;
- о героизме торопчан в разные исторические эпохи;
- основные критерии патриотического отношения к малой Родине;
Уметь:
- выполнять творческие работы, связанные с декоративно-прикладным искусством
родного края;
- выражать своё отношение к родному краю, его ценностям в различных формах
словотворчества;
- соблюдать правила поведения в музеях и театрах и других общественных местах;
- организовывать досуг с использованием народных игр и забав в помещении и на
улице;
- проявлять толерантность по отношению к людям других национальностей;
- заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих как факторе процветания
малой родины;
- гордиться своей малой родиной и принадлежностью к ней;
- выражать любовь к малой родине через реализацию проектной созидательной
деятельности.

2

3

Пояснительная записка.
Программа «Краевед» призвана расширить знания детей о родном
крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и
настоящим страны. Программа направлена на воспитание чувства гордости
за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства
родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих
земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю
малой Родины для будущего поколения.
Разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российский Федерации»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации» ред. от 14.07.2022 г.);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р» вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года»);
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование», утверждённым протоколом президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24.12.2018 № 16;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса
школы, в которой систематически проводится работа по изучению истории
села, края.
Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и
проектной работы с использованием информационных технологий.
Данная программа призвана развивать личность ребёнка путём
активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

4

Актуальность.

Краеведение - это совокупность знаний о родном крае, изучение его
природы, истории, культуры, экономики, быта и т.д.
Интерес к школьному краеведению в последние годы заметно
повысился. Появилось понимание его большого образовательного,
воспитательного значения, обусловленного несколькими факторами:
растущим влиянием знания истории большой и малой родины на
патриотическое воспитание школьников; стремлением к постепенному
познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей
огромной страны через эмоционально-эстетическое восприятие их
региональных особенностей; поиском новых форм, методов, целей
воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных
нравственных ценностях.
В настоящее время, когда нравственные ориентиры в обществе
нивелированы, эта проблема чрезвычайно актуальна, так как
неокрепшая душа ребёнка поставлена в условия постоянного
противоречивого выбора между тем, как надо, и тем, как это есть на
самом деле. Окружающий мир ребёнка наполнен агрессивностью,
равнодушием, неискренностью. Поэтому приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям – дело первостепенной важности в
формировании личности ребёнка, в воспитании гражданина и
патриота. Результативность воспитания нравственных начал и
гордости за свою большую и малую родину тем выше, чем раньше
начинается систематическая работа по формированию этих качеств у
человека.
Наша малая родина – деревня Подгороднее Торопецкого
муниципального округа Тверской области.
Каждому должно быть присуще чувство гордости за
принадлежность к героическим страницам Торопецкого края и за
сопричастность к свершениям прошлого и настоящего.
Торопец - героический и легендарный край, который был свидетелем отчаян
былины и сказы, народные песни, легенды и сказания.
Однако не каждый наш земляк умеет гордиться тем, что он живёт
на торопецкой земле, не каждый осознает себя истинным патриотом
своей малой родины. Причина кроется как в искажённых
представлениях о нравственных ценностях, так и в незнании своего
родного края.
Только тот народ может достойно жить, быть свободным и
независимым и пользоваться заслуженным уважением, каждый
представитель которого знает свои истоки: историю своего рода и
своей фамилии, традиции, обычаи, культуру, богатства родного края,
гордится всеми этими ценностями, любит свою многострадальную и
героическую малую родину, ощущает свою сопричастность к её
судьбе.
В настоящее время осознаётся острая необходимость в возврате
5

утраченного, в восстановлении в нашем сознании сложившейся на
протяжении многих веков системы нравственных ценностей,
отношений человека с природой, историей, с глубинами
национальной культуры, основанной на народном творчестве, на
культурном наследии своего родного края и т.п.
Направленность
Туристско-краеведческая
Отличительные особенности
В рамках программы реализуется также одно из ведущих
направлений школьного образования
- его экологизация.
Приоритетная роль экологического образования и краеведения как
«базиса» изучения реальных экологических проблем, сделали
краеведческий принцип одним из ключевых в условии формирования
экологической культуры школьников.
Адресат
12-13 лет.
Средний школьный возраст характеризуется стремлением к
общению
со
сверстниками
и
появлению
признаков,
свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность,
независимость. Для этого возраста свойственно стремление утвердить
своё «Я», показать и проверить его. Для энергичного и
любознательного младшего подростка необходимо предлагать
деятельность, соответствующую его возрастной психологии.
В этот период преобладает возбуждение над торможением (но это
процесс управляемый); мышление абстрактное. Но с опорой на
конкретно-образное; внимание произвольное; память также
произвольная.
Важной особенностью социального развития является развитие
самосознания, стремление к самоопределению, самоутверждению.
Переходный период характеризуется кардинальными изменениями
мотивации. На первый план выдвигаются мотивы, связанные с
формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они
возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно
принятого
намерения.
Происходит
становление
характера.
Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и
поведение.
Численный состав группы - 15 человек.
Цель: формирование духовно-нравственных ориентиров личности
школьников на основе знакомства с жизнью родного края сегодня и в
прошлом.
6

Задачи:
развивать
- познавательный интерес к своей малой родине;
- воображение на основе восприятия текстов краеведческого
содержания;
- представления о достопримечательностях Торопецкого края;
- историческое и образное мышление на основе осознания содержания
изучаемого краеведческого материала;
- эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с
народными промыслами и фольклорным наследием;
учить
- осознанному восприятию содержания краеведческого материала;
- способам действий при работе над текстом и при выполнении
практических упражнений творческого характера;
- умению работать с краеведческим материалом;
воспитывать
- положительные привычки учащихся в организации собственного
досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе
занятий кружка «Краевед»;
- творческую личность в процессе осуществления поисковой
деятельности;
- духовно-нравственные качества школьников;
- бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
- патриотическое отношение к своей малой родине.
Объем и срок освоения: 34 часа, 1 год
Формы обучения:

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы.
Режим занятий:
1 раз в неделю (1 час), вторник с 15.00 до 15.45, 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и
обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

7

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения.
Учащиеся
должны знать:
- наиболее важные события и факты истории нашей деревни,
Торопецкого района, земли Тверской;
- достопримечательности Торопца, области, своего района, своей
деревни;
- национальные традиции и обычаи своей деревни, народов и
народностей, проживающих в Тверской области;
- атрибуты и достопримечательности города Торопца и Тверской
области;
- известных поэтов, писателей, художников Торопецкого
края;
- о героизме торопчан в разные исторические эпохи;
- основные критерии патриотического отношения к
малой родине;
уметь:
выполнять
творческие
работы,
связанные
с
декоративно-прикладным искусством родного края;
- выражать своё отношение к родному краю, его ценностям в
различных формах словотворчества;
- соблюдать правила поведения в музеях и театрах и других
общественных местах;
- организовывать досуг с использованием народных игр и забав в
помещении и на улице;
- проявлять толерантность по отношению к людям других
национальностей;
- заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих как факторе
процветания малой родины;
- гордиться своей малой родиной и принадлежностью к ней;
- выражать любовь к малой родине через реализацию проектной
созидательной деятельности.
Воспитательная деятельность
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на
организацию образовательной среды дополнительного образования и
управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного
развития личности.
8

Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации.
Дополнительное
образование
детей
–
это
специальная
образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание
воспитания детей что увеличивает
пространство, в котором школьники могут развивать творческую и
познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества
для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и
самореализации личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего
внешние и внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность
участия в деятельности творческих и общественных объединений
различной
направленности.
3.
Содействовать формированию сознательного отношения
обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью
окружающих людей.
4. Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приёмы
воспитания, а также постоянно следить за эффективностью её реализации.
Направление воспитательной работы:
1. Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание);
2. Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание);
3. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и
формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
4. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных
знаний, проектная деятельность).

9

Учебный план

Наименование
разделов программы

№
раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение.
С чего начинается Родина?
«Учусь познавать свой край»
«История края, в котором живу»
«Народные традиции края»
«Экологические проблемы местности»
«Наше село в годы Великой
Отечественной войны»
«Родная школа. Её история и традиции».

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

1

3

2

1

7

4

3

7

3

4

5

3

2

5

3

2

6

3

3

Содержание учебного плана
Введение.
С чего начинается Родина?
Раздел 1. Учусь познавать свой край
Тема 1. Как человек познаёт свой край. Человек познает
окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука
- формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Наука
как ведущий способ познания природы края.
Тема 2. Способы и методы научного познания родного края.
Классификация научных методов познания. Методы познания своего края:
метод наблюдений; измерительный метод; работа с литературными
источниками, справочной литературой; социологические методы: метод
прогнозирования. Экскурсия по родному селу и его окрестностям.
Раздел 2. История края, в котором живу.
Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения
села, края). Географическое положение территории. Природные условия
как фактор освоения территории. Природные ресурсы.
Тема 2. Топонимика края. Топонимика как источник
сведений о прошлом края.
10

Тема 3. История края в легендах. Красота и гармония природы
края. Значение уникальности местной природы в жизни людей местности.
Особенности быта и культуры местного населения.
Практическая работа. Оформление презентации.
Раздел 3. Народные традиции края.
Тема 1. Традиции и поверья края. Природное и культурное
наследие села.
Тема 2. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на
современном этапе.
Конкурс рисунков «Мой любимый уголок».
Конкурс сочинений: «Мой край в будущем»
Раздел 4. Экологические проблемы своей местности.
Тема 1. «Созвучье полное в природе». Выполнение фоторабот,
написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края,
отношение к ней учащихся.
Экскурсия в краеведческий музей д. Подгороднее.
Тема 2. Природа и человек - единство или борьба. Разносторонние
связи человека, общества с окружающей природной средой.
Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная,
гигиеническая, научная,эстетическая, этическая.
Тема 2. Природа края в легендах, народных праздниках и
промыслах. Красота и гармония природы края. Особенности быта и
культуры местного населения.
Выставка фотографий «Мир вокруг нас».
Раздел 5. «Великая Отечественная война на нашей
земле»
Тема 1. Наше село в годы Великой Отечественной
войны.
Основные события, произошедшие в годы войны на территории села.
Тема 2. Дети войны. Война глазами детей: судьбы детей в
послевоенные годы; встречи с людьми, чьё детство прошло в годы войны.
Тема 3. Земляки - участники войны. Сбор материала о
подгородненцах - участниках Великой Отечественной войны. Экскурсия к

11

памятнику.
Раздел 6. «Родная школа. Её история и традиции».
Тема 1. История нашей школы. Изучение истории школы, встречи с
ветеранами педагогического труда, сбор материала о школьных традициях.
Составление презентации о школе.
Тема 2. Традиции школы.
Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
№

Тема занятия

Всего

Теория

Введение.
С чего начинается Родина?

1

1

3

2

Раздел 1. Учусь познавать
свой край

Практи
ка

1
Беседа
Лекция
Экскурсия

Тема 2. Способы и методы
научного познания родного края.
Раздел 2. История края, в
котором живу.

7

3

4
Беседа
Сбор
информации

Тема 1. Край, в котором я живу
(история освоения и заселения
села, края).

Беседа

Тема 2. Топонимика края.
История

края

Форма
организации
занятий
Лекция

Тема 1. Как человек познаёт
свой край.

Тема 3.
легендах.

Сроки
проведе
ния

в

Сбор
материала

Практическая работа.
Оформление презентации.

Составление
презентации

Раздел 3. Народные традиции
края.

7

Тема 1. Традиции и поверья

4

3
Беседа

12

края.
Сбор
информации

Тема 2. Мой край сегодня.
Конкурс
рисунков
любимый уголок».

«Мой

Творческая
работа
Творческая
работа

Конкурс сочинений: «Мой край
в будущем»
Раздел 4. Экологические
проблемы местности.

7

3

4

Тема 1. «Созвучье полное в
природе».

Лекция

Экскурсия в краеведческий
музей д. Подгороднее.

Экскурсия

Тема 2. Природа и человек единство или борьба.

Беседа

Тема 3. Природа края в
легендах, народных праздниках и
промыслах.

Сбор
материала

Выставка фотографий «Мир
вокруг нас».

Практическая
работа

Раздел 5. «Великая
Отечественная война на нашей
земле»

5

Сбор
информации

Тема 2. Дети войны.

Сбор
материала

Тема 3. Земляки - участники
войны.

4

Раздел 6. «Родная школа. Её
история и традиции».
1.

История

2
Беседа

Тема 1. Наше село в годы
Великой Отечественной войны.

Тема
школы.

3

Работа с
источниками

нашей

Составление презентации о
школе.

Составление
презентации

Тема 2. Традиции школы.

Сбор
информации
проектирован
ие

Практическое занятие:
разработка мини-проектов «Моя
школа в будущем».

34
13

ИТОГО:
Формы аттестации
Выставка творческих работ учащихся;
Кроссворд;
Викторина;
Подготовка презентаций, сообщений;
Анкетирование;
Участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.
Итоговая зачётная работа (проект).
Оценочные материалы
Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате
выполнения обучающимися творческих (проектных) работ.
Критерии оценивания:
- качество наблюдений (достигнутых результатов);
- качество

описаний выполненных наблюдений (достигнутых

результатов);
-

результаты

и

способность

к

сопоставлению

выполненных

наблюдений (результатов), а также с наблюдениями (результатами) других
авторов;
- понимание

темы исследований, а также её места в общей

проблематике выбранной области знания;
- качество

презентации проекта (по результатам

прослушивания).

14

публичного

Условия реализации программы
Материально-техническое:
Кабинет истории
Витрина демонстрационная двустворчатая - 1
Витрина демонстрационная одностворчатая - 2
Витрина для музеев - 3
Оборудование для подсветки музейных экспозиций - 15
Компьютер
Интерактивная доска
Всё оборудование и витрины используются для демонстрации
экспонатов. Витрины обеспечивают защиту предметов от пыли, света,
механических повреждений и других негативных воздействий окружающей
среды.

Информационное:
Альбомы:
1) «История Подгородненской школы»
2) «История села»
3) «Ветераны Великой Отечественной войны»
4) «Наши выпускники»

15

Литература для учителя и учащихся:
1. «История Тверского края с древнейших времён до конца 17 века: учебное
пособие для 6-7 классов общеобразовательных организаций /
В.М.Воробьев. - М.; ООО «Русское слово – учебник», 2020.
2. Пантелеева Л.В. Краеведение детям. - Москва, 2012. - 265 с.
3. Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического
краеведения. Выпуск 1. ТОИУУ. 2004.
4. Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического
краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.
5. Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического
краеведения. Выпуск 3. ТОИУУ. 2006.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».