Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подгородненская основная общеобразовательная школа
МБОУ Подгородненская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Руководитель ОУ
______________________________
_________________________________
_________________________________
Р.А. Белькович
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Е.В. Буякова
Приказ №113 от «29» августа 2024 г.
С.М. Степанова
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Адаптированная основная образовательная программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
Составила: Владимирова Ольга Николаевна, учитель
д. Подгороднее 2024-2025 уч/г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (предметная область «Язык и речевая практика»)
составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2),
является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы для обучающихся составляют:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» от 22.03.2021 № 115;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 №
69;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и др.
Цель реализации рабочей программы: АООП образования (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии
личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся обеспечивает удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии.
Программа направлена на формирование навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать,
понимать себя и другого человека.
Коммуникация и общение
– неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено,
либо невозможно.
В связи с этим, обучение
детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка
пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация»,
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается
альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд,
жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово),
электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной
речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование
умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей)
речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение,
предпосылки осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Рабочая
программа
учебного
предмета
«Речь
и
альтернативная коммуникация» организуется в форме уроков, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Урок проводится
для состава всего класса или для группы обучающихся и предусматривает следующую структуру деятельности обучающихся: 20 минут обучение, 20 минут – игровые виды деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов.
Освоение содержания учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», созданного на основе ФГОС, обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (6 класс):
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
- адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;
- развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, символами, знаками, позами,
рисунками, пиктограммами;
- элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний жестами, знаками, символами;
- умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей;
- развитие внимания, памяти, восприятия.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речь и альтернативна коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение
родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (6 класс 2 вариант)
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств
Здравствуй, школа! Читаем вместе «Сентябрь». Заучивание стихотворения «Сентябрь». Чтение рассказа В.Драгунского «Завтра в школу».
Слушание голосов домашних животных (звукоподражание). Чтение рассказа по Э. Шиму «Пятёрки». Слушание голосов домашних животных
(звукоподражание). Слушание сказки «По щучьему велению». (Развитие слухового внимания). Слушание сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». (Развитие слухового внимания). Слушание рассказа По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». Заучивание стихотворения О. Высотской
«Осень». Слушание сказки «Маша и медведь». Инсценировка сказки «Маша и медведь». Осень. Работа с сюжетной картиной. Осень. Работа с
предметными картинками. «Дары осени». Осень. Работа с предметными картинками. Слушание рассказа По Л. Воронковой «За кормом для
птиц». Сезонная одежда. Работа с предметными картинками. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «В октябре».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
«Как зовут твоих родителей?». Называние имён родителей. Учителя в моей школе. Называние и узнавание имени и отчества учителей. Слушание
рассказа По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». «Доброе утро». Установление зрительного контакта, приветствие учителя при помощи
жеста (за руку) и называние фразы «доброе утро» (здороваться, говорить, смотреть, глаза). Слушание голосов диких животных
(звукоподражание). Развитие слухового внимания. Учимся трудиться. Составление рассказа по картинке. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Все
для всех». Развитие слухового внимания. Слушание голосов диких животных (звукоподражание). Прослушивание сказки «Морозко». Сказка про
Деда мороза. Скоро Новый год. Слушание рассказа по А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». Чтение рассказа по Л.Воронковой
«Как ёлку наряжали». Заучивание стихотворения про Новый год.
Экспрессивная речь.
«Зимние забавы». Работа с предметными картинками. «Зимние забавы». Работа с предметными картинками. Зимушка-зима. Составление рассказа
по картинке. Чтение рассказа по В. Голявкину «У Ники новые Лыжи». Повторение за учителем коротких фраз из текста рассказа, краткий
пересказ. Название детёнышей и способы передвижения животных. Жилище диких животных. Мой класс. Рассказ о моём классе. Чтение
стихотворения В.Степанова «Зайка». Выделение главного персонажа в стихотворении. Заучивание стихотворения З. Александровой «Снежок».
Составление рассказа по картинке «Так нельзя, а так можно». Чтение рассказа по В. Осеевой «Подвиг». Разучивание стихотворения к празднику
Дню Защитника Отечества. Составление короткого рассказа «Досуг в моей семье». Разучивание стихотворения к празднику 8 марта. Слушание
рассказа С. Вербовой «Мамин портрет». Весна в окно стучится. Составление рассказа о весне, называние признаков весны. Доскажи словечко
(весенние загадки). Слушание рассказа по В. Бирюкову «Весенняя песня». «Моё любимое животное». Рассказ по фото любимого животного. Вид
транспорта.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
«Наш класс». Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Время года -весна. Работа с предметными
картинками. Время года -весна. Слушание рассказа по В. Бианки «Заяц на дереве» Работа с сюжетными картинками. Слушание стихотворения
Г. Ладонщикова «Медведь проснулся». Чтение автоматизированных энграмм. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
Насекомые. Работа с предметными картинками. Прослушивание рассказа по К. Ушинскому «Пчёлки на разведках». Слушание рассказа по М.
Пляцковскому «Шишки». Слушание рассказа по Т. Кудрявцевой «Флаг России».
Письмо
Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из двух слов. Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из трёх слов.
Списывание предложения с учебника. Списывание стихотворения с учебника. Задание на листочке: «Вставь пропущенную букву». Задание на
листочке: «Вставь пропущенное слово». Написание коротких слов под диктовку. Составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их в
печатную тетрадь. Самостоятельное «Списывание» по учебнику предложения из трёх слов. Самостоятельное «Письмо» имён мамы, папы,
дедушки, бабушки, одноклассников, учителей. Самостоятельное выкладывание слов на мозаике или по образцу. Самостоятельное выкладывание
слов из зёрен. Рисование по точкам и раскрашивание. Самостоятельное «Письмо» по образцу названия профессий. Самостоятельное «Письмо»
загадки в печатную тетрадь.
Чтение
Читаем и разукрашиваем сказки. Работа с книгой, ответы на вопросы, выделение главного героя. Чтение коротких рассказов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во часов
(6 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год)
1 час с учителем, 1 час самостоятельно
Примеч.
Программное содержание
Раздел 1. Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств (12 часов)
1.
Здравствуй, школа!
1
С учит.
Работа с книгой, составление рассказа по картинке.
Ответы на вопросы с опорой на наглядность, с помощью учителя.
2.
Читаем вместе «Сентябрь»
1
Сам-но
Чтение стихотворения.
Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из двух слов.
3.
Слушание голосов домашних
животных (звукоподражание)
1
С учит.
Называние животных по картинкам. Соотнесение игрушки животного с их
изображением.
Просмотр презентации с голосами домашних животных; самостоятельное
«Письмо» по образцу предложений из трёх слов.
4.
5.
Слушание сказки
«По щучьему велению».
(Развитие слухового
внимания).
1
Слушание рассказа по
1
Н. Сладкову «Сентябрь на
дворе»
Сам-но
Слушание сказки.
Списывание предложения с учебника.
С учит.
Слушание рассказа.
Выделение персонажей (птицы, Зайчишка); ответы на вопросы; объяснение
значений новых слов; рисование птички по трафарету, раскрашивание.
6.
Заучивание стихотворения
1
Сам-но
Показ и называние времени года - осень на картинке; заучивание
стихотворения «Осень»; отгадывание загадок про осень.
1
С учит.
Работа с предметной картиной; нахождение объекта по словесной инструкции
(дождь, листопад, зонт, лист, урожай);
О. Высотской «Осень»
7.
Осень.
Работа с предметными
картинками.
8.
«Дары осени». Работа с
предметными картинками
Просмотр презентации: «Осень»; составление слов из разрезной азбуки и
«копирование» их в тетрадь.
1
Сам-но
Работа с предметными картинками (урожай, фрукты, овощи, лук, морковь,
картошка, капуста, яблоко, груша, слива, виноград);
Составление краткого рассказа по картинке;
Составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их в тетрадь.
9.
Слушание рассказа по
1
С учит.
Л. Воронковой «За кормом для
птиц»
10.
Сезонная одежда.
Выделение персонажей; определение последовательности событий в рассказе;
рисование рябины в нетрадиционной технике.
1
Сам-но
Работа с предметными
картинками.
11.
Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками
Слушание рассказа.
Показ и называние сезонной одежды (одежда, осень, колготки, брюки,
джинсы, кофта, пальто, плащ, шапка, шарф, перчатки);
Соотнесение предметов одежды с изображениями, использование
обобщающие понятия, называние предметов по порядку.
1
С учит.
Показ и называние сезонной одежды (одежда, осень, колготки, брюки,
джинсы, кофта, пальто, плащ, шапка, шарф, перчатки);
Соотнесение предметов одежды с изображениями, использование
обобщающие понятия, называние предметов по порядку, указанному
учителем;
Просмотр презентации: «Одеваемся»
12.
Заучивание стихотворения
Г. Ладонщикова «В октябре»
1
Сам-но
Показ и называние осенних месяцев; проговаривание за учителем
стихотворения; заучивание стихотворения.
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (44 часа)
13.
Импрессивная речь
1
С учит.
«Как зовут твоих родителей?»
14.
«Как зовут твоих родителей?»
Называние имени родителей; называние фамилии родителей;
Игра: «Как зовут твою маму?»; Самостоятельное «Списывание» имени мамы.
1
Сам-но
Называние имени родителей; называние фамилии родителей;
Игра: «Как зовут твоего папу, дедушку»; самостоятельное «Списывание»
имени папы или дедушки.
15.
Учителя в моей школе
1
С учит.
Называние профессии по набору атрибутов (школьная доска, указка, книга,
имя, урок); называние имён учителей в школе; соотносить имя и/или фото
учителя с соответствующим уроком;
Просмотр презентации: «Учителя в моей школе».
16.
Учителя в моей школе
1
Сам-но
Называние профессии по набору атрибутов (школьная доска, указка, книга,
имя, урок); называние имён учителей в школе; соотносить имя и/или фото
учителя с соответствующим уроком.
17.
«Доброе утро»
1
С учит.
Установление зрительного контакта, приветствие учителя при помощи жеста
(за руку) и называние фразы «доброе утро» (здороваться, говорить, смотреть в
глаза).
18.
Слушание голосов диких
животных (звукоподражание)
1
Сам-но
Слушание голосов; работа по картинкам (медведь, волк, рысь, морж, белка,
кабан, олень, лось и т.д.); соотнесение игрушки животного с его
изображением.
19.
Развитие слухового внимания
1
С учит.
Различение неречевых звуков; определение источника звука; соотнесение
предмета, продуцирующий звук (стук, звон, шуршание).
Самостоятельное выкладывание слов на мозаике или по образцу.
20.
Чтение стихотворения
Ю. Тувим «Всё для всех»
1
Сам-но
Прослушивание стихотворения про профессии (каменщик, портной, пекарь,
сапожник); соотнесение персонажей с картинками.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
21.
Учимся трудиться
1
С учит.
Беседа: «Профессии людей»; составление рассказа по картинке; ответы на
вопросы и отгадывание загадок; рисование по точкам повара и раскрашивание.
22.
Прослушивание сказки
«Морозко»
1
Сам-но
Прослушивание сказки; соотнесение персонажей с картинками; определение
последовательности событий в сказке с использованием картинок); повторение
за учителем некоторых фраз из сказки.
23.
Скоро Новый год
1
С учит.
Беседа: «Что такое Новый год?»; просмотр мультфильма: «Новый год»; чтение
стихотворения М. Садовского «Декабрь»; рисование по точкам новогодней
ёлки.
24.
Слушание рассказа
А. Усачёва «Как Дед Мороз
сделал себе помощников»
1
Сам-но
Слушание рассказа; ответы на вопросы; составление рассказа по картинкам.
25.
Чтение рассказа по
Л.Воронковой «Как ёлку
наряжали»
1
С учит.
Чтение рассказа; составление рассказа по картинкам; отвечаем на вопросы по
тексту.
26.
Заучивание стихотворения про
Новый год
1
Сам-но
Заучивание стихотворения; просмотр мультфильма про Новый год.
27.
Экспрессивная речь.
1
С учит.
Работа с предметными картинками (снежинка, снег, дерево, куст, снеговик,
снежки, зима, дети); составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их
в тетрадь.
«Зимние забавы». Работа с
предметными картинками.
28.
«Зимние забавы». Работа с
предметными картинками.
1
Сам-но
Работа с предметными картинками (снежинка, снег, дерево, куст, снеговик,
снежки, зима, дети); составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их
в тетрадь.
29.
Зимушка-зима
1
С учит.
Беседа: «Приметы зимы»; составление рассказа по картинке; ответы на
вопросы; отгадывание загадок про зиму; раскрашивание зимней картинки.
30.
Зимушка-зима
1
Сам-но
Чтение стихотворения С. Есенина «Зима»; составление рассказа по картинке;
самостоятельное «Письмо» предложений из текста по образцу.
31.
Чтение рассказа В. Голявкина
«У Ники новые лыжи».
1
С учит.
Чтение рассказа; определение последовательности событий в рассказе с
использованием картинок; вопросы и ответы; самостоятельное «Письмо»
предложений из текста по образцу.
32.
Чтение рассказа В. Голявкина
«У Ники новые лыжи».
1
Сам-но
Чтение рассказа; определение последовательности событий в рассказе с
использованием картинок; вопросы и ответы; самостоятельное «Письмо»
предложений из текста по образцу.
33.
Название детёнышей и
способы передвижения
животных.
1
С учит.
Беседа про животных; просмотр презентации «Животные и их детеныши»;
чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится».
34.
Название детёнышей и
способы передвижения
животных.
1
Сам-но
Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?»; рисование и раскрашивание
животных по трафарету.
35.
Жилище диких животных
1
С учит.
Работа с предметными картинками (волк, лиса, заяц, медведь, лось, ёж, белка,
лес); просмотр презентации: «Где живут дикие животные»; отгадывание
загадок про животных; самостоятельное «Письмо» по образцу названия
жилищ диких животных.
36.
Чтение стихотворения
В.Степанова «Зайка»
1
Сам-но
Чтение стихотворения «Зайка»; ответы на вопросы.
37.
Мой класс
1
С учит.
Составление краткого рассказа про свой класс; просмотр презентации: «Наша
школьная жизнь»; составление рассказа по фото, презентации;
самостоятельное «Письмо» по образцу имён одноклассников.
38.
Рассказ о моём классе
1
Сам-но
Работа с фотографиями одноклассников (класс, имя, фамилия); просмотр
презентации: «Это наш класс»; выкладывание имён одноклассников из
мозаики или из зёрен.
39.
Заучивание стихотворения
З. Александровой «Снежок»
1
С учит.
Заучивание стихотворения.
Игра: «Найди детёныша»; лепка из пластилина котёнка.
Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из текста стихотворения.
Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы), АО «Издательство «Просвещение», 2019
40.
Составление рассказа по
картинке «Так нельзя, а так
можно»
1
Сам-но
Составление рассказа по картинке; составление слов из разрезной азбуки и
«копирование» их в тетрадь.
41.
Чтение рассказа В. Осеевой
«Подвиг»
1
С учит.
Чтение рассказа; составление рассказа по картине; объяснение пословицы:
«Помощь хороша делами, а не словами»; самостоятельное «Письмо» по
образцу пословицы.
42.
Моё любимое животное
(работа по картинке)
1
Сам-но
Работа по картинке; составление рассказа про любимого животного; рисование
по точкам любимого животного.
43.
Разучивание стихотворения к
празднику Дню Защитника
Отечества.
1
С учит.
Разучивание стихотворения к празднику Дню Защитника Отечества.
44.
Разучивание стихотворения к
празднику Дню Защитника
Отечества.
1
Сам-но
Разучивание стихотворения к празднику Дню Защитника Отечества.
45.
Составление короткого
рассказа «Досуг в моей семье»
1
С учит.
Составление короткого рассказа с опорой на наглядность; работа с
карточками-словами (мама, папа, сестра, брат, море, дача, рыбы, игра);
составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их в тетрадь.
46.
Разучивание стихотворения к
празднику 8 марта.
1
Сам-но
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта; работа с предметными
картинками (праздник, 8 марта, мама, женщина, девочка, бабушка, подарок);
самостоятельное «Письмо» по образцу стихотворения.
47.
Разучивание стихотворения к
празднику 8 марта.
1
С учит.
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта; работа с предметными
картинками (праздник, 8 марта, мама, женщина, девочка, бабушка, подарок);
самостоятельное «Письмо» по образцу стихотворения.
48.
Разучивание стихотворения к
празднику 8 марта.
1
Сам-но
Работа с предметными картинками (праздник, 8 марта, мама, женщина,
девочка, бабушка, подарок); рисование по точкам букета цветов.
49.
Слушание рассказа
С. Вербовой «Мамин портрет».
1
С учит.
Слушание рассказа; выделение главного героя рассказа, определение
последовательности событий в рассказе с использованием пиктограмм и
карточек со словами; составление слов из текста рассказа из разрезной азбуки.
50.
Весна в окно стучится
1
Сам-но
Составление рассказа по картинке; слушание стихотворения.
51.
Доскажи словечко (весенние
загадки)
1
С учит.
Отгадывание загадок: доскажи словечко; соотнесение персонажей с
картинками.
52.
Слушание рассказа
В. Бирюкова «Весенняя песня»
1
Сам-но
Слушание рассказа, выделение главного героя рассказа, определение
последовательности событий в рассказе с использованием карточек со
словами.
53.
Моё любимое животное
(работа по картинке)
1
С учит.
Работа по картинке; составление рассказа про любимого животного; рисование
по точкам любимого животного.
54.
Моё любимое животное
(работа по картинке)
1
Сам-но
Работа по картинке; составление рассказа про любимого животного; рисование
по точкам любимого животного.
55.
Вид транспорта
1
С учит.
Описание видов транспорта (наземный, воздушный, морской); работа по
предметным картинкам; разгадывание загадок и чтение стихотворений про
транспорт; работа на листочке с заданием.
56.
Вид транспорта
1
Сам-но
Описание видов транспорта (наземный, воздушный, морской); работа по
предметным картинкам; разгадывание загадок и чтение стихотворений про
транспорт; работа на листочке с заданием.
Раздел 3. Чтение и письмо (12 часов)
57.
Время года - Весна.
1
С учит.
Работа с предметными картинками (весна, проталина, дерево, ветка, ствол,
почка, ручей, солнце, небо, признаки); работа с карточками-словами.
58.
Время года Весна.
1
Сам-но
Работа с сюжетными картинками и карточками-словами (весна, проталина,
дерево, ветка, ствол, почка, ручей, солнце, небо); называние признаков
предметов; соотнесение предметных картинок с объектами на сюжетной
картине; самостоятельное «Письмо» предложений из текста учебника.
1
С учит.
Слушание рассказа; работа по картинке с карточками-словами; составление
слов (перепуганный, заяц, островок) из разрезной азбуки и копирование их в
тетрадь.
Работа с сюжетной картинкой.
59.
Слушание рассказа В. Бианки
«Заяц на дереве».
60.
Насекомые. Работа с
предметными картинками.
1
Сам-но
Работа с предметными картинками (муха, комар, паук, божья коровка, жук,
бабочка, кузнечик); просмотр презентации: «Насекомые»; самостоятельное
«Письмо» слов с названиями насекомых.
61.
Прослушивание рассказа
К. Ушинского «Пчёлки на
разведках»
1
С учит.
Прослушивание рассказа; соотнесение персонажей рассказа с пиктограммами
(пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалочка); самостоятельное «Письмо»
слов из текста рассказа.
62.
Слушание рассказа
М. Пляцковского «Шишки»
1
Сам-но
Слушание рассказа; ответы на вопросы; выделение главного героя рассказа,
определение последовательности событий в рассказе с использованием
пиктограмм и карточек со словами.
63.
Чтение.
1
С учит.
Чтение сказки; выделение главных героев из сказки, определение
последовательности событий в сказке с использованием иллюстраций;
раскрашивание сказки.
Читаем и разукрашиваем
сказки.
64.
Читаем и разукрашиваем
сказки.
1
Сам-но
Чтение сказки; выделение главных героев из сказки, определение
последовательности событий в сказке с использованием иллюстраций;
раскрашивание сказки.
65.
Читаем и разукрашиваем
сказки
1
С учит.
Чтение сказки; выделение главных героев из сказки, определение
последовательности событий в сказке с использованием иллюстраций;
раскрашивание сказки.
66.
Чтение детских рассказов.
1
Сам-но
Чтение детских рассказов; выделение главных героев из рассказа, определение
последовательности событий в рассказе с использованием иллюстраций.
67.
Чтение детских рассказов.
1
С учит.
Чтение детских рассказов; выделение главных героев из рассказа, определение
последовательности событий в рассказе с использованием иллюстраций.
68.
Чтение детских рассказов.
1
Сам-но
Чтение детских рассказов; выделение главных героев из рассказа, определение
последовательности событий в рассказе с использованием иллюстраций.
Всего за учебный год: 68 часов.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://bomoonlight.ru/azbuka
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/
http://www.umapalata.com/home_ru.asp
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Автор-составитель-Штягинова Е.А.Новосибирск.2017.-65с.
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. –
М.: ДРОФА, 2017.
3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2017.-237с.
4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Детис комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. 2018, № 4. 2018. 64 с.
5. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2018.
6. Иллюстративный материал по обучению грамоте и развитию речи. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2018г. 30 стр.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя – М.:
Просвещение, 2019, - 191 с.
8. Левченко И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми
множественными нарушениями развития «Специальное образование». 2020, вып. 1 (57). 2020. 170 с.
9. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для
подготовительного класса специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой.
Москва, «Просвещение», 2018 год.
10. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / Под общ. ред. О.А. Величенковой. М.: Логомаг, 2018. 372
с.