Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подгородненская основная общеобразовательная школа
МБОУ Подгородненская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Руководитель ОУ
______________________________
_________________________________
_________________________________
Р.А. Белькович
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Е.В. Буякова
Приказ №113 от «29» августа 2024 г.
С.М. Степанова
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Адаптированная основная образовательная программа
по предмету «Профильный труд»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
Составила: Владимирова Ольга Николаевна, учитель
д. Подгороднее 2024-2025 уч/г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (предметная область «Технология») составлена в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебнометодической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы для обучающихся составляют:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
− Устав МБОУ Подгородненская ООШ;
− Календарный учебный график МБОУ Подгородненская ООШ и др.
Основной целью рабочей программы является максимальная реализация потенциальных возможностей обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР за счет:
обеспечения специальной (коррекционной) направленности обучения, воспитания;
усиления практической направленности образования;
при необходимости расширения тем, установления меж - предметных взаимосвязей;
изменение логики изложения содержания материала.
Задачи:
развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;
овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда;
воспитание положительных качеств личности;
уважение к человеку труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда;
развитие самостоятельности;
привитие интереса к труду;
умение видеть и создавать красивые вещи своими руками;
формирование организационных умений в труде;
выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда;
развитие речи учащихся на основе их практической деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основной формой организации образовательного процесса по трудовому обучению является урок. Все уроки носят практическую
направленность. На уроках используется в основном фронтальная и индивидуальная форма организации учебной работы с учащимися.
Групповая (бригадная) форма организации учебной деятельности учащихся применяется при выполнении практических работ на этапе
закрепления и повторения учебного материала.
Программный материал составлен с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный
инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами
обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные
примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными
технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех
рабочих местах, при проведении практических работ.
Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей,
дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с
различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей
работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные
сюжетно-ролевые игры.
Для реализации программы используется специальное материально-техническое оснащение, включающее: пиктограммы,
дидактические игры, презентации, карточки, фото, видео и аудио записи.
К концу обучения учащиеся должны
-знать и соблюдать правила личной гигиены;
-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;
-удалять пыль, подметать мусор, мыть мебель, чистить ковровые покрытия;
-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;
-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;
-соблюдать правила безопасности при использовании пылесоса;
-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми.
Учебный предмет «Профильный труд» реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью.
Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 40 минут. Контроль осуществляется на
каждом уроке методом наблюдений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Уборка на пришкольной территории.
Обучающиеся должны знать(понимать):
-Уборочный инструмент и правила ухода за ним;
-Виды уборки;
-Гигиенические требования к различным помещениям;
-Правила безопасной работы инвентарем;
-Правила ухода за посевами.
Обучающиеся должны уметь с помощью учителя:
- Пользоваться уборочным инвентарём;
-Уметь подметать дорожки с твёрдым покрытием.
-Собирать мусор в валки и в кучи.
-Очищать уборочный инвентарь и устанавливать на место хранения участка.
-Сгребать мусор с клумб и дорожек.
-Проверять семена на всхожесть.
Работа с бумагой.
Обучающиеся должны уметь с помощью учителя:
-Вырезать детали из бумаги;
-Вырезать и наклеивать детали из бумаги;
-Рисовать и вырезать элементы мебели;
-Выполнять аппликацию «Жилая комната».
Работа с картоном и бумагой.
Обучающиеся должны знать(понимать):
-Свойства и применение картона;
-Правила безопасной работы при нарезке бумаги и картона;
Обучающиеся должны уметь с помощью учителя:
-Выполнять аппликацию «Жилая комната»;
-Изготовить новогоднюю открытку;.
Уборка помещений.
Обучающиеся должны знать(понимать):
-Помещения школы;
-Уборочный инвентарь;
-Виды мебели и её назначение;
-Виды полов;
Обучающиеся должны уметь с помощью учителя:
-Мыть мебель;
- Протирать пыль;
- Протирать игрушки влажной салфеткой;
- Складывать игрушки на свои места;
- Работать пылесосом;
-Мыть полы.
Личная гигиена.
Обучающиеся должны знать(понимать):
-Правила личной гигиены.
-Гигиену рук;
- Почему важно соблюдать гигиену рук в течении дня;
-Уход за руками;
-Предметы и средства личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
-Мыть руки;
-Ухаживать за руками;
-Работать с картинками и пиктограммами.
Уход за комнатными растениями.
Обучающиеся должны знать(понимать):
-Необходимые компоненты для жизнедеятельности.
-Особенности листьев комнатных растений;
- Ёмкости и инвентарь для комнатных растений.
- Что такое уход за комнатными растениями.
Обучающиеся должны уметь:
-Работать с картинками и пиктограммами.
-Уметь с помощью учителя выполнять упражнения по уходу за цветами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Профильный труд» входит в предметную область «Технология» и является обязательной частью учебного плана,
согласно которому на его изучение отводится в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (6 класс 2 вариант)
Вводное занятие.
Обсуждение работы учащихся. Обязанности школьников по сбережению оборудования кабинета. Распределение и закрепление
рабочих мест. Закрепление индивидуального инструмента. Обязанности бригадира, ответственного за инструменты и дежурных по
кабинету. Инструктаж по технике безопасности и противопожарных мероприятиях в кабинете.
Уборка на пришкольной территории.
Уборочный инструмент и правила ухода за ним. Подметание дорожек с твёрдым покрытием, сбор мусора в валки и в кучи. Уборка
спортплощадки и других участков пришкольной территории. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения. Правила
безопасной работы инвентарём. Устройство пришкольного участка. Подметание дорожек с твёрдым покрытием. Сгребание мусора с клумб и
дорожек. Какая почва в саду. Проверим семена на всхожесть. Посев семян. Бригадный метод. Правила ухода за посевами. Бригадный метод.
Высадка ростков в грунт. Бригадный метод.
Практические работы.
Подметание дорожек с твёрдым покрытием, сбор мусора в валки и в кучи, переноска мусора. Уборка спортплощадки и других
участков пришкольной территории. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения. Подметание дорожек с твёрдым
покрытием. Сгребание мусора с клумб и дорожек. Проверка семян на всхожесть. Посев семян. Высадка ростков в грунт.
Работа с бумагой.
Вырезание деталей из бумаги. Вырезание и наклеивание деталей. Рисование и вырезание элементов мебели. Выполнение аппликации
«Жилая комната».
Практические работы.
Вырезание деталей из бумаги. Вырезание и наклеивание деталей. Рисование элементов мебели цветными карандашами. Выполнение
аппликации «Жилая комната». Работа с картоном и бумагой. Свойства и применение картона. Правила безопасной работы при нарезке
бумаги и картона. Выполнение аппликации «Жилая комната». Изготовление новогодней открытки.
Практические работы.
Выполнение аппликации «Жилая комната». Изготовление новогодней открытки.
Уборка помещений.
Помещения школы. Уборочный инвентарь. Виды мебели и её назначение. Уборка в классе. Уборка в
«Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели». Ковровые изделия. «Использование пылесоса,
чистка ковров. Виды полов. Мытье полов.
Практические работы.
Мытье парт. Протирание пыли. Протирание игрушек влажной салфеткой. Складывание игрушек на свои места.
Мытье полов.
Личная гигиена.
Личная гигиена. Гигиена рук. Почему важно соблюдать гигиену рук в течении дня. Уход за руками. Предметы
гигиены. Практические работы. Мытье рук. Уход за руками. Работа с картинками.
игровой комнате.
чистящих средств:
Работа пылесосом.
и средства личной
Уход за комнатными растениями.
Что необходимо для жизни. Особенности листьев комнатных растений. Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Что такое уход
за комнатными растениями.
Практические работы. Работа с картинками и пиктограммами. Уметь с помощью учителя выполнять упражнения по уходу за цветами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол - во
часов
(6 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год)
1 час с учителем, 1 час самостоятельно
Примеч.
Программное содержание
Раздел 1. Уборка на пришкольной территории (16 часов)
1
Вводное занятие. Профильный
труд
1
С учит.
Урок-беседа, урок-объяснение нового материала. Ознакомление с правилами
поведения в мастерской и на улице, режимом обучения в школе.
2
Техника безопасности при
уборке территории
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Техника безопасности при уборке территории».
3
Техника безопасности при
уборке территории
1
С учит.
Ознакомление с территорией и правилами уборки. Практическая работа.
4
Назначение хозяйственного
инвентаря и устройство
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Хозяйственный инвентарь».
5
Назначение хозяйственного
инвентаря и устройство
1
С учит.
Ознакомление учащихся с инструментами дворника и закрепление знаний по
другим профессиям.
6
Правила работы хозяйственным
инвентарём
1
Сам-но
Урок-повторение.
7
Правила работы хозяйственным
инвентарём
1
С учит.
Освоение навыков и умений по правилам работы хозяйственным инструментом.
8
Правила работы с метлой
1
Сам-но
Освоение навыков и умений при работе с метлой.
9
Правила работы с метлой
1
С учит.
Освоение навыков и умений при работе с метлой.
10
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием
1
Сам-но
Практическая работа.
11
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием
1
С учит.
Освоение навыков и упражнений по уборке дорожек с твёрдым покрытием.
12
Сбор мусора в валки и кучи
1
Сам-но
Освоение навыков и умений при сборке мусора.
13
Подготовка и хранение
хозяйственного инвентаря.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок-упражнение, урок-повторение,
практическая работа.
14
Подготовка и хранение
хозяйственного инвентаря
1
Сам-но
Ознакомление с правилами подготовки и хранения инвентаря для работы.
15
Уход за уборочным инвентарём
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
16
Уход за уборочным инвентарём
1
Сам-но
Закрепление навыков и умений по уходу за инвентарём.
Раздел 2. Работа с бумагой (8 часов)
17
Вырезание деталей из бумаги
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
18
Вырезание деталей из бумаги
1
Сам-но
Закрепление знаний и умений при вырезании деталей из бумаги.
19
Вырезание и наклеивание
деталей
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
20
Вырезание и наклеивание
деталей
1
Сам-но
Закрепление знаний и умений при вырезании деталей из бумаги и освоение
навыков по наклеиванию деталей.
21
Рисование и вырезание
элементов мебели.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
22
Рисование и вырезание
элементов мебели.
1
Сам-но
Закрепление навыков вырезания деталей ножницами.
23
Выполнение аппликации «Жилая
комната».
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
24
Выполнение аппликации «Жилая
комната».
1
Сам-но
Закрепление знаний и умений при наклеивании деталей аппликации.
Раздел 3. Работа с картоном и бумагой (8 часов)
25
Свойства и применение картона.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала.
26
Свойства и применение картона.
1
Сам-но
Освоение навыков и умений по работе с картоном.
27
Правила безопасной работы при
нарезке бумаги и картона.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, практическая работа.
28
Правила безопасной работы при
нарезке бумаги и картона.
1
Сам-но
Закрепление знаний и умений по соблюдению безопасной работы с острым
режущим инструментом.
29
Выполнение аппликации «Жилая
комната».
1
С учит.
Выполнение аппликации «Жилая комната».
30
Выполнение аппликации «Жилая
комната».
1
Сам-но
Выполнение аппликации «Жилая комната».
31
Изготовление новогодней
открытки.
1
С учит.
Изготовление новогодней открытки.
32
Изготовление новогодней
открытки.
1
Сам-но
Изготовление новогодней открытки.
Раздел 4. Уборка помещений (15 часов)
33
Помещения школы
1
С учит.
Экскурсия по школе.
34
Уборочный инвентарь
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Уборочный инвентарь».
35
Виды мебели и её назначение.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок упражнений.
36
Виды мебели и её назначение.
1
Сам-но
Ознакомление с видами мебели по назначению и материалам изготовления.
37
Уборка в классе.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок упражнений; мытьё парт.
38
Уборка в классе.
1
Сам-но
Мытьё стульчиков.
39
Уборка в игровой.
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, протирание игрушек влажной салфеткой.
40
Уборка в игровой.
1
Сам-но
Складывание игрушек в коробки и на полочки.
41
42
43
44
45
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
Ковровые изделия.
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка
ковров».
Ковровые изделия.
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка
ковров».
1
С учит.
Беседа: «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели»;
Показ чистящих средств по чистке мягкой мебели.
1
Сам-но
Беседа: «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели»;
Показ чистящих средств по чистке мягкой мебели.
1
С учит.
Практическая работа. Чистка мягкой мебели.
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Ковровые изделия и уход за ними»;
Практическая работа (работа с пылесосом).
1
С учит.
Просмотр презентации: «Ковровые изделия и уход за ними»;
Практическая работа (работа с пылесосом).
46
Виды полов
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Виды полов».
47
Мытьё полов
1
С учит.
Практическая работа; Показ учителя.
Раздел 5. Личная гигиена (5 часов)
48
Личная гигиена
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Где живут микробы»
49
Гигиена рук
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок упражнений; после чего надо вымыть
руки.
50
Почему важно соблюдать
гигиену рук в течении дня
1
Сам-но
Просмотр видеофильма: «Сохранение и поддержка здоровья»
51
Уход за руками
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок упражнений; Работа с картинками, как
ухаживать за руками.
52
Предметы и средства личной
гигиены
1
Сам-но
Ознакомление с видами средств личной гигиены и правилами применения.
Раздел 6. Уход за комнатными растениями (4 часа)
53
Что необходимо для жизни
1
С учит.
Урок-объяснение нового материала, урок упражнений; Просмотр презентации:
«Уход за комнатными растениями».
54
Особенности листьев комнатных
растений
1
Сам-но
Просмотр презентации: «Комнатные растения»
55
Ёмкости и инвентарь для
комнатных растений
1
С учит.
Показ ёмкостей и инвентаря для комнатных растений
56
Что такое уход за комнатными
растениями
1
Сам-но
Практическая работа
Раздел 7. Работа на пришкольной территории (12 часов)
57
Устройство пришкольного
участка
1
С учит.
Экскурсия на пришкольный участок.
58
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием
1
Сам-но
Практическая работа.
59
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием.
1
С учит.
Выполнять работу без пропусков и соблюдением техники безопасности.
60
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием.
1
Сам-но
Выполнять работу без пропусков и соблюдением техники безопасности.
61
Подметание дорожек с твёрдым
покрытием.
1
С учит.
Выполнять работу без пропусков и соблюдением техники безопасности.
62
Сгребание мусора с клумб и
дорожек.
1
Сам-но
Практическая работа
63
Сгребание мусора с клумб и
дорожек.
1
С учит.
Закрепление навыков и умений по сгребанию мусора с дорожек и клумб.
64
Какая почва в саду.
1
Сам-но
Экскурсия на пришкольный участок. Практическое исследование почвы.
65
Проверим семена на всхожесть.
1
С учит.
Проверка семян на всхожесть.
66
Посев семян. Бригадный метод.
1
Сам-но
Работа на школьном приусадебном участке; посев семян цветов.
67
Правила ухода за посевами.
Бригадный метод.
1
С учит.
Экскурсия-исследование; наблюдение за появлением первых всходов растений.
68
Высадка ростков в грунт.
Бригадный метод.
1
Сам-но
Практическая деятельность.
Всего за учебный год: 68 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2017.- 181 с. –
(Коррекционная педагогика).
2.Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.-3-е изд.М.: Просвещение, 2018.-95 с.
3.Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Детис комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. 2018, № 4. 2018. 64 с.
4.Левченко И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми
множественными нарушениями развития «Специальное образование». 2020, вып. 1 (57). 2020. 170 с
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://infourok.ru/user/karas-evgeniya-yurevna/page/elektronno-obrazovatelnye-resursy-k-urokam-tehnologii