Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подгородненская основная общеобразовательная школа
МБОУ Подгородненская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Руководитель ОУ
______________________________
_________________________________
_________________________________
Р.А. Белькович
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Е.В. Буякова
Приказ №113 от «29» августа 2024 г.
С.М. Степанова
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Адаптированная основная образовательная программа
по предмету «Изобразительная деятельность»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
Составила: Владимирова Ольга Николаевна, учитель
д. Подгороднее 2024-2025 уч/г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» (предметная область «Искусство») составлена в соответствии
с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебнометодической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы для обучающихся составляют:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
− Устав МБОУ Подгородненская ООШ;
− Календарный учебный график МБОУ Подгородненская ООШ и др.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребёнком с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью,
с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к
миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию
дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них
способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник
позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
умений пользоваться инструментами, обучение доступным приёмам работы с различными материалами, обучение изображению
(изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребёнок воспринимает окружающий мир. У
детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребёнка, тем значительнее роль развития чувственного
опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически
продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому
развитию.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию,
поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к
своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребёнка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует
чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Содержание каждого
раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумевается формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания. Ребёнок учится перерабатывать получаемую информацию, что в
будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации программы используется специальное материально-техническое оснащение, включающее: пиктограммы,
дидактические игры, презентации, карточки, фото, видео и аудио аппаратура.
Предмет «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)» реализуется в форме индивидуальных и групповых
занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью. Продолжительность урока варьируется с учётом
психофизического состояния ребёнка до 40 минут.
Реализация рабочей программы предмета «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)» рассчитана на 34 недели,
по 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (ВАРИАНТ 2)
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2), предмета «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)» созданной на основе ФГОС,
обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных
предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность»:
1. освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни;
2. интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
3. умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
4. умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
5. способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
6. положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
7. стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
8. умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
9. готовность к участию в совместных мероприятиях;
10. готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
11. умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков,
поделок.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Изобразительная деятельность»
1. освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни;
2. интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
3. умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
4. умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. способность к совместной
и самостоятельной изобразительной деятельности
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (6 класс 2 вариант)
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти,
ёмкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приёмов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий
при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней
краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приёмов рисования кистью: приём касания,
приём промакивания, приём наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путём смешивания красок других
цветов.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по образцу, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей,
симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов
орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и
геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
Рисование приближенного и удалённого объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием
нетрадиционных техник: рисование ватной палочкой, пальчиками, ладошкой.
Учить детей рисовать в нетрадиционной технике.
Примерные задания
Рисование по образцу овощей. Рисование по образцу фруктов. Рисование акварельными красками. Осенние листья. Рисование
акварельными красками. Осень разноцветная. Рисование акварельными красками. Осенний натюрморт. Рисование узора в квадрате по
образцу. Рисование по трафарету геометрических форм. Рисование по образцу. «Зимний лес». «Наш новогодний праздник». Дикие
животные. Домашние животные. «Весенние цветы». «Мамин праздник». «Цветущие сады. «Весенний дождь». «Сказочная птица».
Рисование по сказке «Колобок». «Праздничный салют». «Цветущее дерево». Нетрадиционная техника рисования. Рисование пальчиками.
Рисование ладошкой. «Мы рисуем лето».
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из
нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Примерные задания
Аппликация: «Ветка с осенними листьями». «Машины везут урожай с полей». Вырезание геометрических форм. Составление
геометрического узора из готовых форм. Аппликация (коллективная) «Избушка, в которой жили три медведя». Новогодняя открытка.
Аппликация (коллективная) «Цирк». Открытка для папы. Оригами. Цветочек. Изготовление открытки для мамы. Аппликация «Сад
сказочной птицы». Аппликация. «Сделаем избушку, в которой жили кот и петух».
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами: нож, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого
куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путём выдавливания
формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепёшки, полоски).
Защипывание краёв детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной
(нескольких) частей.
Дополнение изделия мелкими деталями. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких
предметов, объединённых сюжетом.
Примерные задания
«Собираем урожай». «Кто живет в осеннем лесу?». Лепка по сказке «Три медведя» (коллективная). Лепка по сказке П.Ершова
«Конек-Горбунок». «Птичий двор». «Дети весело танцуют».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема урока
Экскурсия на природу
Кол-во
часов
(6 класс - 3 часа в неделю, 102 часа в год)
1 час с учителем, 2 часа самостоятельно
Примеч.
1
С учит.
Программное содержание
Экскурсия на природу. Наблюдения за изменениями в природе;
Сбор осенних листьев для аппликации.
Раздел 1. Рисование (9 часов)
2
Рисование по образцу овощей
1
Сам-но
3
Рисование по образцу овощей
1
Сам-но
4
Рисование по образцу овощей
1
С учит.
5
Рисование по образцу фруктов
1
Сам-но
6
Рисование образцу фруктов
1
Сам-но
7
Рисование по образцу фруктов
1
С учит.
8
Экскурсия на природу
1
Сам-но
Рисование по образцу овощей (помидор); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Рисование по образцу овощей (огурец); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; Раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Рисование по образцу овощей (капуста); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; Раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Рисование по образцу фруктов (яблоко); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; Раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Рисование по трафарету фруктов (банан); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; Раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Рисование по образцу фруктов (виноград); Узнавание (различение) несложных
предметов по форме, величине, цвету; Раскрашивание рисунка, не выходя за
контуры.
Экскурсия на природу Наблюдения за изменениями в природе; Сбор природного
материала для поделок.
9
Рисование акварельными
красками. Осень разноцветная
1
10
Рисование акварельными
красками. Осенний натюрморт.
1
11
12
13
Аппликация «Ветка с осенними
листьями»
Аппликация «Ветка с осенними
листьями»
Аппликация «Ветка» осенними
листьями»
Рисование осенних листьев акварельными красками. Узнавание (различение)
осенних листьев по форме, величине, цвету.
Знакомство с новым понятием «Натюрморт»; Рисование осеннего натюрморта
С учит.
акварельными красками. Узнавание (различение) фруктов по форме, величине,
цвету.
Раздел 2. Аппликация (13 часов)
Сам-но
1
Сам-но
Выполнение аппликации из осенних листьев.
1
Сам-но
Выполнение аппликации из осенних листьев.
1
С учит.
Выполнение аппликации из осенних листьев.
Упражнения в умении вылепить различные овощи по образцу (морковь, репу,
свеклу, огурец)
Упражнения в умении вылепить различные овощи по образцу (морковь, репу,
свеклу, огурец)
Упражнения в умении вылепить различные фрукты по образцу (яблоки, груши,
сливы)
Упражнения в умении вылепить различные фрукты по образцу (яблоки, груши,
сливы)
14
Лепка «Собираем урожай»
1
Сам-но
15
«Собираем урожай»
1
Сам-но
16
«Собираем урожай»
1
С учит.
17
«Собираем урожай»
1
Сам-но
18
«Кто живёт в осеннем лесу?»
1
Сам-но
Изготовление поделок из природного материала; лепим животных
19
«Кто живёт в осеннем лесу?»
1
С учит.
Изготовление поделок из природного материала; лепим животных
20
«Кто живёт в осеннем лесу?»
1
Сам-но
Изготовление поделок из природного материала; лепим животных
1
Сам-но
Выполнение обрывной аппликации; Работа с клеем.
1
С учит.
Выполнение обрывной аппликации; Работа с клеем.
1
Сам-но
Выполнение обрывной аппликации.
21
22
23
Аппликация «Машины везут
урожай с полей»
«Машины везут урожай с
полей»
«Машины везут урожай с
полей»
Раздел 3. Рисование (5 часов)
24
25
26
27
28
Рисование узора в круге по
образцу
Рисование узора в круге по
образцу
Рисование узора в квадрате по
образцу
Рисование узора в квадрате по
образцу
Рисование по трафарету
геометрических форм
1
Сам-но
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
Рисование узора в круге по образцу; Объяснение, показ; Пальчиковая гимнастика;
Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Рисование узора в круге по образцу; Объяснение, показ; Пальчиковая гимнастика;
Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Рисование узора в квадрате по образцу; Развитие зрительного восприятия,
ориентировки на листе бумаги.
Рисование узора в квадрате по образцу; Объяснение, показ; Пальчиковая
гимнастика; Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Рисование по трафарету геометрических форм. Объяснение, показ;
Пальчиковая гимнастика.
Раздел 4. Аппликация (6 часов)
29
30
31
Вырезание геометрических
форм
Вырезание геометрических
форм
Вырезание геометрических
форм
1
Сам-но
1
Сам-но
1
С учит.
32
Составление геометрического
узора из готовых форм.
1
Сам-но
33
Составление геометрического
узора из готовых форм.
1
Сам-но
34
Составление геометрического
узора из готовых форм.
1
С учит.
Вырезание геометрических форм. Объяснение, показ; Пальчиковая гимнастика;
Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Вырезание геометрических форм. Объяснение, показ; Пальчиковая гимнастика;
Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Вырезание геометрических форм. Объяснение, показ; Пальчиковая гимнастика;
Развитие зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги.
Составление геометрического узора из готовых форм. Объяснение, показ;
Пальчиковая гимнастика; Развитие зрительного восприятия, ориентировки на
листе бумаги.
Составление геометрического узора из готовых форм. Объяснение, показ;
Пальчиковая гимнастика; Развитие зрительного восприятия, ориентировки на
листе бумаги.
Составление геометрического. узора из готовых форм. Объяснение, показ;
Пальчиковая гимнастика; Развитие зрительного восприятия, ориентировки на
листе бумаги.
Раздел 5. Лепка (3 часа)
35
Лепка по сказке «Три медведя»
1
Сам-но
Чтение сказки «Три медведя»; Показ иллюстраций из сказки;
Упражнения в умении вылепить фигуру медвежонка по образцу.
36
Лепка по сказке «Три медведя»
1
Сам-но
Упражнения в умении вылепить фигуру медведя по образцу.
37
Лепка по сказке «Три медведя»
1
С учит.
Упражнения в умении вылепить фигуру медведя по образцу.
Раздел 6. Аппликация (10 часов)
38
39
40
Аппликация (коллективная)
«Избушка, в которой жили три
медведя»
Аппликация (коллективная)
«Избушка, в которой жили три
медведя»
Аппликация (коллективная)
«Избушка, в которой жили три
медведя»
1
Сам-но
Выполнение ёлочной игрушки
1
Сам-но
Учимся связывать содержание с образами, переданными в рисунке и лепке,
вырезать из бумаги путём закругления полоски (бревна), сложить из них избушку
(вырезать окно, ставни) Выполнение аппликации.
1
С учит.
Выполнение аппликации.
41
Новогодняя открытка
1
Сам-но
Выполнение новогодней открытки.
42
Новогодняя открытка
1
Сам-но
Выполнение новогодней открытки.
43
Рисование «Зимний лес»
1
С учит.
44
«Зимний лес»
1
Сам-но
45
«Наш новогодний праздник»
1
Сам-но
46
«Наш новогодний праздник»
1
С учит.
47
«Наш новогодний праздник»
1
Сам-но
Узнавание (различение) названий цвета: чёрный, белый, синий, зелёный,
коричневый. Рисование разных деревьев по образцу, закрашивание.
Узнавание (различение) названий цвета: чёрный, белый, синий, зелёный,
коричневый. Рисование разных деревьев по образцу, закрашивание.
Рисование новогодней ёлки по образцу; Узнавание (различение) названий цвета:
чёрный, белый, синий, красный, зелёный, жёлтый. Работа с акварельными
красками.
Рисование новогодней ёлки по образцу; Узнавание (различение) названий цвета:
чёрный, белый, синий, красный, зелёный, жёлтый. Работа с акварельными
красками.
Рисование новогодней ёлки по образцу; Узнавание (различение) названий цвета:
чёрный, белый, синий, красный, зелёный, жёлтый. Работа с акварельными
красками.
Раздел 7. Лепка (7 часов)
48
49
50
Лепка по сказке П. Ершова
«Конек-Горбунок»
Лепка по сказке П. Ершова
«Конек-Горбунок»
Лепка по сказке П. Ершова
«Конек-Горбунок»
1
Сам-но
1
С учит.
1
Сам-но
Чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»; Показ иллюстрации;
Лепка персонаж сказки, передавать образ волшебного Конька-Горбунка.
Чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»; Показ иллюстрации;
Лепка персонаж сказки, передавать образ волшебного Конька-Горбунка.
Чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»; Показ иллюстрации;
Лепка персонаж сказки, передавать образ волшебного Конька-Горбунка.
51
Аппликация (коллективная)
«Цирк»
1
Сам-но
52
Аппликация (коллективная)
«Цирк»
1
С учит.
1
Сам-но
1
Сам-но
53
54
Аппликация (коллективная)
«Цирк»
Аппликация (коллективная)
«Цирк»
Выполнение аппликации; Рассматривание иллюстраций;
Беседы о цирке; учимся передавать движение в силуэтах клоунов, животных.
Выполнение аппликации; Рассматривание иллюстраций; Чтение стихотворения
С. Михалкова «Цирк»; учимся передавать движение в силуэтах клоунов,
животных.
Выполнение аппликации; Рассматривание иллюстраций; учимся передавать
движение в силуэтах клоунов, животных.
Выполнение аппликации; Рассматривание иллюстраций; учимся передавать
движение в силуэтах клоунов, животных.
Раздел 8. Рисование (9 часов)
55
Дикие животные
1
С учит.
Рисование по образцу диких животных. Пальчиковая гимнастика.
56
Дикие животные
1
Сам-но
Рисование по образцу диких животных. Пальчиковая гимнастика.
57
Дикие животные
1
Сам-но
Рисование по образцу диких животных. Пальчиковая гимнастика.
58
Домашние животные
1
С учит.
Рисование по образцу домашних животных. Пальчиковая гимнастика.
59
Домашние животные
1
Сам-но
Рисование по образцу домашних животных. Пальчиковая гимнастика.
60
Лепка «Птичий двор»
1
Сам-но
Лепка несложных предметов по форме, величине, цвету.
61
«Птичий двор»
1
С учит.
Лепка несложных предметов по форме, величине, цвету.
62
«Птичий двор»
1
Сам-но
Лепка несложных предметов по форме и величине.
63
«Птичий двор»
1
Сам-но
Лепка несложных предметов по форме и величине.
Раздел 9. Аппликация (14 часов)
64
Открытка для папы
1
С учит.
Выполнение праздничной открытки.
65
Открытка для папы
1
Сам-но
Выполнение праздничной открытки.
66
67
68
Оригами. Цветочек
Изготовление открытки для
мамы
Изготовление открытки для
мамы
1
Сам-но
Выполнение цветочка в технике оригами.
1
С учит.
Выполнение праздничной открытки.
1
Сам-но
Выполнение праздничной открытки.
Упражнение рисования по образцу; Работа акварельными красками;
Чтение стихотворений.
Упражнение рисования по образцу; Работа акварельными красками;
Чтение стихотворений.
69
Рисование «Весенние цветы»
1
Сам-но
70
«Весенние цветы»
1
С учит.
71
«Мамин праздник»
1
Сам-но
72
«Весенний дождь»
1
Сам-но
73
«Цветущие сады»
1
С учит.
74
«Цветущие сады»
1
Сам-но
75
«Сказочная птица»
1
Сам-но
Рисование сказочной птицы; Овладение приёмами рисования кистью.
76
«Сказочная птица»
1
С учит.
Рисование сказочной птицы; Овладение приёмами рисования кистью.
77
«Сказочная птица»
1
Сам-но
Рисование сказочной птицы; Овладение приёмами рисования кистью.
78
79
80
Аппликация «Сад сказочной
птицы»
Аппликация «Сад сказочной
птицы»
Аппликация «Сад сказочной
птицы»
1
1
1
Упражнение рисования по образцу; Чтение стихотворений.
Учимся передавать явления природы доступными изобразительными средствами,
ритмичными линиями рисовать весёлый дождик.
Учимся изображать цветущие деревья (яблони, вишни); Работа акварельными
красками.
Учимся изображать цветущие деревья (яблони, вишни); Работа акварельными
красками.
Раздел 10. Аппликация (3 часа)
Выполнение аппликации, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое и несколько
Сам-но
раз, симметричные формы (деревья, цветы, листья)
Выполнение аппликации, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое и несколько
С учит.
раз, симметричные формы (деревья, цветы, листья)
Выполнение аппликации, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое и несколько
Сам-но
раз, симметричные формы (деревья, цветы, листья)
Раздел 11. Рисование (10 часов)
81
Рисование по сказке «Колобок»
1
Сам-но
Чтение сказки «Колобок»; Развитие зрительного восприятия, ориентировки на
листе бумаги; Рисование по образцу колобка.
82
Рисование по сказке «Колобок»
1
83
Рисование по сказке «Колобок»
1
84
Рисование по сказке «Колобок»
1
85
Лепка «Дети весело танцуют»
1
86
«Дети весело танцуют»
1
87
Лепка по сказке «Кот, петух и
лиса»
1
88
Лепка по сказке «Кот, петух и
лиса»
1
89
Лепка по сказке «Кот, петух и
лиса»
1
90
Лепка по сказке «Кот, петух и
лиса»
1
91
92
93
Аппликация. «Сделаем
избушку, в которой жили кот и
петух»
Аппликация. «Сделаем
избушку, в которой жили кот и
петух»
Рисование «Праздничный
салют»
Рассматривание иллюстраций по сказке «Колобок»; Развитие зрительного
восприятия, ориентировки на листе бумаги; Рисование по образцу зайца.
Рассматривание иллюстраций по сказке «Колобок»; Развитие зрительного
Сам-но
восприятия, ориентировки на листе бумаги; Рисование по образцу медведя.
Рассматривание иллюстраций по сказке «Колобок»; Развитие зрительного
Сам-но
восприятия, ориентировки на листе бумаги; Рисование по образцу лисы.
Учимся передавать фигурку человека в движении (танцует); Рассматривание
С учит.
картинок танцующего человека (положение рук, ног, головы)
Учимся передавать фигурку человека в движении (танцует);
Сам-но
Рассматривание картинок танцующего человека (положение рук, ног, головы)
Чтение сказки «Кот, петух и лиса»; Лепка персонажей сказки; учимся видеть
Сам-но
пропорции по форме, величине, цвету фигурок животных, их характерные
пропорции.
Рассматривание иллюстраций. Лепка персонажей сказки; учимся видеть
С учит.
пропорции по форме, величине, цвету фигурок животных, их характерные
пропорции.
Рассматривание иллюстраций. Лепка персонажей сказки; учимся видеть
Сам-но
пропорции по форме, величине, цвету фигурок животных, их характерные
пропорции.
Рассматривание иллюстраций. Лепка персонажей сказки; учимся видеть
Сам-но
пропорции по форме, величине, цвету фигурок животных, их характерные
пропорции.
Раздел 12. Аппликация (12 часов)
С учит.
1
С учит.
Рассматривание иллюстраций; учимся вырезать избушку из частей, дополнять
аппликативной работой лепку, выполненную ранее.
1
Сам-но
Рассматривание иллюстраций; учимся вырезать ёлочку из бумаги, сложенную
вдвое.
1
Сам-но
Упражнения в умении рисовать ушной палочкой (салют).
94
«Праздничный салют»
1
С учит.
Упражнения в умении рисовать ушной палочкой (салют).
95
«Цветущее дерево»
1
Сам-но
Упражнения в умении рисовать ушной палочкой.
96
«Цветущее дерево»
1
Сам-но
Упражнения в умении рисовать ушной палочкой.
97
Рисование пальчиками
1
С учит.
Упражнение в рисовании пальчиками (цветочек).
98
Рисование пальчиками
1
Сам-но
Упражнение в рисовании пальчиками (насекомое).
99
Рисование ладошкой
1
Сам-но
Упражнение в рисовании ладошкой (рыбка).
100
Рисование ладошкой
1
С учит.
Упражнение в рисовании ладошкой (одуванчик).
101
«Мы рисуем лето»
1
Сам-но
Рисование по точкам и раскрашивание картинки.
102
«Мы рисуем лето»
1
Сам-но
Рисование по точкам и раскрашивание картинки.
Всего за учебный год: 102 часа
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями; АО
Издательство «Просвещение» 2021 год.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/21/tehnologicheskaya-karta-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-osennyaya
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/19/osenniy-list-risovanie-akvarel
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/16/vneklassnoe-meropriyatie-po-predmetu-izobrazitelnaya-deyatelnost-na
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/08/moroznye-fantazii
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/02/master-klass-rospis-posudy-gzhel
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/09/24/urok-izo-skazochnyy-les-1-klass
https://www.detstih.ru/blog/stihi-pro-volshebnyy-les
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2018
2. Белошистая А.В. Волшебные краски пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, И.И. Дьяченко, О.Г. Жукова - М.: АРКТИ, 2018
3. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков - М.: Академия, 2018
4. Захарова Ю. В. Рисуем вместе необычными способами Ю. В. Захарова // Дефектология - 2016
5. Изобразительное искусство и художественный труд. Под ред. Б.М.Неменского - Просвещение, 2017
6. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков. 1-6 классы/ авт.-сост. С.А.
Казначеева, С.А. Бондарева - Волгоград: Учитель, 2017.
7. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика – М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2017. – (Академия «Умелые руки»)
8. Сьюзан Швейк, Художественная мастерская для детей – СПб.: Питер, 2018. «Искусство рисования и живописи», 2018