Программа воспитания на 2021-2025гг.

Паспорт программы

Наименование Программы
Сроки реализации
Основания для разработки программы

Разработчики Программы

Исполнители Программы

Основная решаемая проблема

Дата утверждения Программы

Программа воспитания МБОУ ТР
Подгородненская ООШ на 2021-2025 гг.
2021-2025 гг.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №
304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
Примерная программа воспитания
одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г.
№ 2/20)
Заместитель директора по воспитательной
работе Белькович Р.А. Классные
руководители: Лабинская Г.О., Титаренко
Н.В, Григорьева И.В.
Администрация МБОУ ТР
Подгородненская ООШ
Педагогический коллектив школы
Обучающиеся школы
Родительская общественность
Модернизация образовательного процесса
В МБОУ ТР Подгородненская ООШ,
обеспечивающего условия для воспитания
обучающихся школы
Приказ № 103 от 31 августа 2021 года

Пояснительная записка
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Торопецкого района Подгородненская основная общеобразовательная школа
(МБОУ ТР Подгородненская ООШ) находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана
обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
Подгородненская основная общеобразовательная школа (МБОУ ТР Подгородненская ООШ)
реализует образовательные программы начального общего, основного общего образования и
коррекционного образования VIII вида (начальное общее образование и основное общее
образование).
Школа географически расположена в Подгородненском сельском поселении. В
микрорайоне
школы
расположены:
Подгородненская
сельская
библиотека,
Подгородненский ЦСДК, в котором расположен небольшой местный краеведческий
музей.
Контингент обучающихся школы разнообразен: дети из полных и неполных семей,
опекаемые и приёмные дети, дети-инвалиды, дети из многодетных семей и семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому, школа ориентирована на обучение и
воспитание обучающихся, а также развитие их физиологических, психологических,
интеллектуальных особенностей, образовательных
потребностей, с учетом их
возможностей, личностных склонностей, способностей.
В МБОУ ТР Подгородненская ООШ сформирована своя система воспитательной работы,
которая охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия, занятия в
кружках дополнительного образования, внеурочную и внешкольную жизнь детей, в которой
комфортно чувствуют себя как одарённые дети, так и дети со специальными
образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для всех
(доступность) и для каждого (личностно ориентированный подход в воспитании и
обучении). Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы,
благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и
физического развития каждого обучающегося.

Главная цель –создание условий для развития личности, ориентированной на
общечеловеческие ценности и способной сделать нравственный выбор, нести за него
ответственность, найти свое место в социуме.
Решение воспитательных задач в МБОУ ТР Подгородненская ООШ осуществляется через
различную деятельность: школьные традиции, классные и общешкольные мероприятия,
коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений,
общественную жизнь школы и ее сотрудничество с Подгородненской сельской библиотекой
и Подгородненским ЦСДК, а также с учреждениями Торопецкого района (ДДТ, ДЮСШ,
ГИБДД, отдел полиции, КДН, районная библиотека г. Торопца , РДК, краеведческий музей,
музей поискового отряда «Память» г. Торопца.
В школе уделяется должное
внимание гражданско-патриотическому, духовнонравственному воспитанию, изучению истории малой Родины и ее традиций. Гражданскопатриотическое воспитание основано на краеведческой работе и социально значимой
волонтёрской деятельности и деятельности юнармейского отряда «Звезда», который
осуществляет свою работу с 2019 года.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), общей целью воспитания в МБОУ ТР Подгородненская ООШ является
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии
их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического
работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным особенностям
обучающихся, позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут. Выделение
данного приоритета связано с
особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с
их потребностью
самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и
традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально

значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным
знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие: быть любящим,
послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать
старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося
домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу —
время, потехе — час», как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоемы); проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое,
проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и
приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям
с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе,
открытым и
общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему
отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами
по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному
богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью
как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам
своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, к самим себе как хозяевам
своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за
свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно
важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом

определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового
возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру.
В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый
возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
обучающихся.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленной на достижение
поставленной цели;
позволит обучающему получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания
обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: поддерживать
традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада
школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел; реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и
анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; реализовывать потенциал
классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие
классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного
сообщества; вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности; инициировать и поддерживать деятельность детских
общественных организаций (ДОО«Птица жизни» и др.); организовывать для обучающихся
экскурсии, однодневные походы, что бы реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися; развивать предметноэстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование
позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
Инвариантные модули
3.1. «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует:
-работу с коллективом класса;
-индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
-работу с учителями-предметниками в данном классе;
-работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления в классных
коллективах, детской социальной активности;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в
них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе:
-тематические
(согласно плану классного руководителя, посвященные
юбилейным датами (Дням воинской славы, событию в классе, в городе, регионе,
стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию
эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину;
игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации;
-проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе,
позволяющие решать спорные вопросы;
-организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу;
-здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в
социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Проведение работы, направленной на сплочение коллектива класса через: игры и
тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

- выработать совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтовмежду учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
- беседы родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью
оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
- организация классных родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (в
очном и дистанционном режиме);
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и

обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
- ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтовмежду учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.

3.2 «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень
личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ
поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,
проведение Уроков мужества;
- проведение специально разработанных занятий - уроков, которые расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к
родному городу; проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных
мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс рисунков, экскурсия и др.),
проведение Единых тематических уроков;
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты,
зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и

др.);
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов, предметной направленности);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических
конференциях).
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном
занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально
значимые виды самостоятельной деятельности.
3.3. «Курсы внеурочной деятельности. Дополнительное образование»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность в
МБОУ ТР Подгородненская ООШ организуется по направлениям развития личности,
определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них
деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития
ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках и клубах детско-взрослых общностей, которые могли бы
объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;

- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов.
Познавательная деятельность представлена курсами внеурочной деятельности
«Хочу знать больше» ( 3 класс), «Гимнастика ума»(3 класс), «Читайка» (3 класс), «Читайка»
(4 класс), «Хочу знать больше» (4 класс), «Гимнастика ума» (4 класс), «Хочу знать больше»
(1 класс), «Читайка» (1 класс), «Гимнастика ума» (1 класс), «Гимнастика ума» (2 класс),
«Друзья светофора» (2 класс), «Хочу знать больше» (2 класс), «Читайка» (2 класс), «Живое
слово» (9класс), «Проба пера» (9класс),
Художественное творчество представлено курсами внеурочной деятельности
«Серебряные нотки» (3 класс), «Весёлая кисточка» (3 класс), «Весёлая кисточка» (4
класс),«Серебряные нотки» (1 класс), «Весёлая кисточка» (1 класс), «Серебряные нотки» (2
класс), «Весёлая кисточка» (2 класс), «Радужный мир» (5 класс), «Наши руки не для скуки»
(7 класс ОВЗ), «Палитра» (6-8 класс), «В мире музыки» (6 класс), а также тематическими
выставками рисунков и декоративно- прикладного творчества, литературными конкурсами,
концертами художественной самодеятельности, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Физкультурно-спортивная направленность. Программы физкультурно- спортивной
направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое
совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни и представлена:
спортивный клуб «Сталкер» (5-9 классы).
Спортивно-оздоровительная деятельность представлена занятиями в форме интенсивов:
походы, подвижные игры, «Веселые старты», «Дни здоровья», школьные, районные
соревнования, беседы по охране здоровья, физкультминутки на уроках, которые
направлены на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
В школе есть система дополнительного образования учащихся. В школе работает 27
творческих объединений (кружков), 1 клуб по 3 направленностям деятельности. Все эти
объединения созданы с целью создания благоприятной среды, для реализации творческого
потенциала обучающихся, усиления мотивации учебных целей, развития стремления к
постоянному самообразованию и саморазвитию, повышения интеллектуальнопознавательных интересов и в соответствии с интересами учащихся, запросами родителей,
возможностями педагогического коллектива и материальной базой школы.
3.4. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью
привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается
установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия
родителей или законных представителей школьников в управлении образовательным
учреждением: социальные заказчики образовательных услуг и исполнители
дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав и
интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской

общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
На школьном уровне:
1. Участие родителей в управлении школой:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей.
2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в
образовательный процесс:
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы.
3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или законных
представителей школьников:
- общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения
наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к
собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной
жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах
деятельности;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками.
На уровне класса:
- организация классных родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, Совете профилактики,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных
успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
- оказание консультативной помощи родителям детей с ОВЗ.

3.5. «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогических
работников
и
обучающихся по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности
педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору,
педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный
взгляд
на
труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:
- циклы тематических классных часов и профориентационных часов общения,
направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- посещение дней открытых дверей в Торопецком колледже (очные и онлайн);
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- встречи с представителями СУЗ Тверской области и соседних регионов (очные и
онлайн);
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Вариативные модули
3.6. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Данный модуль программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической
воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая
деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей социума, их
гражданственность,
инициативность,
ответственность,
коллективизм,
целеустремленность.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих
дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и
мероприятиях принимает участие большая часть школьников, они способствуют
интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. В МБОУ ТР Подгородненская ООШ используются следующие
формы работы.
Вне школьный уровень:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на
преобразование окружающего школу социума:
- социальный проект «Мы просто память». Основная идея соцпроекта: изучить и

сохранить память о героических событиях и страшных трагедиях, которые
произошли на территории нашего города и района в период Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. г., передать эту память своим сверстникам и
потомкам, привлекать к социальной деятельности подростков и молодёжь
образовательных учреждений города Торопца. В рамках соцпроекта проводятся
следующие мероприятия и социально значимые акции военно-патриотической
направленности: Акция «Дорога к Обелиску», Вахта Памяти, День Неизвестного
солдата и др.;
- Акция «Чистый город» (благоустройство пришкольной и городской
территорий;
- Акция «Солдатский платок»;
- «Декабрь Милосердия» (комплекс благотворительных мероприятий);
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, ключевые дела
адаптированы применительно к нашей школе и направлены на воспитание жизнеспособной
личности, трудоспособной, социально активной, умеющей и желающей строить свою
жизнь, заряженной патриотизмом по отношению к малой Родине, с чувством
ответственности за нее.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы. Наши праздники, так называемые праздничные дни, это торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов
школьных долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система
Ключевых дел направлена на познание историко- культурных корней, осознание
неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предков и современников: «День знаний»,
«День учителя», «День матери», новогодние представления, «День Защитника
Отечества», Международный женский День, месячники патриотического
воспитания (январь-февраль, апрель-май), «Масленица» и др.;
- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся за успехи в учении и
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы на
торжественных линейках, посвященных празднику «Последнего звонка».
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
На классном уровне:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,

декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

3.7. «Детские общественные объединения. Самоуправление»
Действующее с 1993 года на базе школы детское общественное объединение ДОО
«Птица жизни» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях».
Основные направления деятельности членов ДОО «Птица жизни»:
- утверждение и реализация выборных процедур (выборы руководящих органов
объединения);
- коллективно-творческая деятельность;
- организация общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие
качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям;
- участие членов ДОО «Птица жизни» в волонтерских акциях, деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам
воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на
время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в МБОУ ТР Подгородненская ООШ осуществляется через:
На уровне школы:
- через деятельность выборного актива обучающихся среди членов ДОО
«Птица жизни» куда входят представители классных коллективов 5-9 классов.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся лидеров
класса (актива класса и старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с другими
коллективами, учителями;
- через организацию на принципах самоуправления жизни групп, отправляющихся в
походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, акций и т.п.

На индивидуальном уровне:
-через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.8. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- ежегодные однодневные походы на природу, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного
года;
- экскурсии, организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся: в музеи г. Торопца (Районный краеведческий музей, Музей космонавтики,
музей поискового отряда «Память», Музей истории фотографии и русского быта), в
выставочный зал РДК, в кинотеатр «Звезда», на концертные программы РДК, на
предприятия или организации города, а также посещение памятных мест и культурных
учреждений Тверской области; 

3.9 «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ ТР Подгородненская ООШ, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридоров и рекреаций) оформление

выставок из творческих работ обучающихся, а также знакомящих их с работами друг
друга;
- событийный дизайн – оформление пространства для проведения конкретных
событий школы (праздников, церемоний, торжественных линеек, выставок,
собраний и т.п.);
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов,
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть
следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными
руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития,
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными

руководителями, активом учащихся школы и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с
обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством работы детского общественного объединения и существующего в школе
ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.










Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».