СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете
Директор МБОУ
Подгородненская ООШ
Протокол №1от 28.08.2025
Приказ№ 133 от 01.10.2025
Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся
МБОУ Подгородненская ООШ
1. Общие положения
Положение о системе оценивания (далее – Положение) определяет структуру школьной
системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые
требования к организации и технологии оценивания в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении Подгородненская основная общеобразовательная школа.
Положение разработано на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и с
изменениями;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с изменениями); - Федеральных
образовательных программ (далее – ФОП) начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденных приказами Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372, № 370, № 371;
ПриказаМинистерстваобразованияТверскойобластиот24июня2025г.№521/ПК«Об
использовании результатов оценочных процедур в системе общего образования с целью
повышения качества образования».
- Устава МБОУ Подгородненская ООШ.
Настоящее Положение является локальным актом ОО.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения ФГОС и федеральных образовательных программ;
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
ОсновныминаправлениямиицелямиоценочнойдеятельностивООявляются:
- оценкаобразовательныхдостиженийобучающихсянаразличныхэтапахобучениякакоснова их
промежуточной и итоговой аттестации, атакже основапроцедур внутреннего мониторинга
образовательнойорганизации,мониторинговыхисследованиймуниципального,регионального и
федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Целямисистемыоцениванияобразовательныхдостиженийобучающихсяявляются:
создание единой системы оценивания и контроля состояния образования,
обеспечивающей определениефакторов и своевременноевыявлениеизменений, влияющих на
образовательные достижения обучающихся;
получение объективной информации обобразовательных
достижениях
обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень;
повышениеуровняинформированностиучастниковобразовательныхотношенийпри
принятии решений, связанных с образованием;
принятиеобоснованныхуправленческихрешенийадминистрациейОО.
Задачамисистемыоцениванияобразовательныхдостиженийобучающихсяявляются:
формированиеединых критериев оцениванияобразовательных достижений иподходов к
их измерению;
повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений
обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в
образовательную деятельность;
обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников
образовательных отношений;
содействиеповышениюквалификациипедагогическихработников,принимающих
участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.
Принципамипостроениясистемыоцениванияобразовательныхдостиженийобучающихся
являются:
объективность,достоверность,полнотаисистемностьинформации;
реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений
обучающихся, их социальной и личностной значимости;
открытость,прозрачностьпроцедуроценивания;
прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые
результаты;
доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
Система оценивания в ОО на всех уровнях образования имеет единую структуру и
строится на общих для всех уровней подходах: системно деятельностном, уровневом и
комплексном.
Системнодеятельностныйподходкоценкеобразовательныхдостиженийобучающихся
проявляетсявоценкеспособностиобучающихсякрешениюучебно-познавательныхиучебнопрактических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают
планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой
для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется по отношению как
к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет
фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового
уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о
способностиобучающихсярешатьтиповыеучебныезадачи,целенаправленноотрабатываемые со
всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является
границей,отделяющейзнаниеотнезнания,выступаетдостаточнымдляпродолженияобучения и
усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через оценку
предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использованиеконтекстнойинформации(обособенностяхобучающихся,условияхипроцессе
обученияидругое)дляинтерпретацииполученныхрезультатоввцелях управления качеством
образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг
друга:стандартизированныхустныхиписьменныхработ,проектов,практических(втомчисле
исследовательских) и творческих работ;
использованиеформработы,обеспечивающихвозможностьвключенияобучающихсяв
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использованиемониторингадинамическихпоказателейосвоенияуменийизнаний,втом
числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
Система оценивания в ОО включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса
обучения в классе по учебным предметам. Внутреннее (внутришкольное) оценивание
включает:
стартовую (диагностическую) работу, направленную на оценку общей готовности
обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества
образования;
текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую
учителемвсоответствиисцелямиизучениятематическогораздела,учебногомодуля,учебного
периода;
итоговую оценку (четвертную, годовую), складываемую из результатов накопленной
оценки по предмету. Предмет итоговой оценки: способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании
предмета с учетом формируемых метапредметных действий;
- промежуточнуюаттестацию,представляющуюсобойпроцедуруаттестации
обучающихсяпо
предмету (предметам), которая проводится по итогам учебного года. Промежуточная
аттестация – это итоговая отметка, полученная обучающимся за год;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся, представляющий
собой систематическое отслеживание образовательных результатов обучающихся для
выявления соответствия (или не соответствия) планируемым результатам освоения
обучающимися основных образовательных программ.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня
достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внешняя оценка включает следующие оценочные процедуры:
государственнаяитоговаяаттестация(толькодляуровнейосновногообщегоисреднего
общего образования): основной государственный экзамен, единый государственный экзамен,
государственный выпускной экзамен, включая процедуры допуска к ГИА – итоговое
собеседование по русскому языку, итоговое сочинение (изложение);
всероссийские проверочные работы и национальные сопоставительные исследования
качества общего образования;
региональныесопоставительныеисследованиякачестваобщегообразования;
Результаты ВПР могут использоваться в качестве мероприятий текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся, проводимых в рамках реализации образовательной
программы.
Успешностьосвоенияпрограммыпервоклассникамихарактеризуетсякачественной оценкой в
конце учебного года.
Успешностьосвоенияучебныхпрограммобучающихсясо2-го по 9-й класс определяется:
По пятибалльной
шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3»
(удовлетворительно),«2»,«1»(неудовлетворительно):
«5»–глубокоепониманиепрограммногоматериала,безошибочныйответ,решение;
«4»– правильное усвоение программного материала, отдельные незначительные неточностии
ошибки;
«3» –усвоение основных положений программного материала без способности оперировать
ими на конструктивном уровне;
«2»–плохое,поверхностноеусвоениепрограммногоматериала; По
бинарной шкале оценивания: зачтено / не зачтено.
Припроведениибинарнойсистемыоцениванияприменяютсяследующиекритерии:
- зачтено – свидетельствует об осознанном освоении опорной системы знаний и правильном
выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на
опорном учебном материале, и выставляется при посещении не менее 50% запланированных
уроков и/или выполнении не менее 50% объема запланированной по предмету работы;
- не зачтено – свидетельствует о частичном освоении опорной системы знаний и частично
правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач,
построенных на опорном учебном материале, и выставляется при посещении менее 50%
запланированных уроков и/или выполнении менее 50% объема запланированной по предмету
работы.
Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются
электронный классный журнал, дневники наблюдений, портфолио, знаки ГТО и
индивидуальные проекты в 9-х классах.
ТехнологияоцениванияопределяетсявданномПоложениинакаждомуровнеобучения.
2. Система оценивания на уровне начального общего образования
Система оценивания личностных результатов
ЦельюоценкиличностныхдостиженийобучающихсянауровнеНООявляетсяполучение
общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее
влиянии на коллектив обучающихся. При оценке личностных результатов необходимо
соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его
индивидуально-психологических особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ООП НОО, включают две группы
результатов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально
значимые качества личности;
готовностьобучающихсяксаморазвитию,мотивациякпознаниюиобучению,активное
участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может
осуществлять только оценку следующих качеств:
Наличие и характеристику мотива познания и учения;
наличиеуменийприниматьиудерживатьучебнуюзадачу,планироватьучебные действия;
способностьосуществлятьсамоконтрольисамооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно
интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных
действий.
Оценка личностных достижений обучающихся проводится по результатам психологопедагогического наблюдения и внутренних неперсонифицированных мониторинговых
исследований. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается
использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Система оценивания метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
планируемых результатов освоения ООП НОО, которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
В рамках внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся во втором
полугодии во 2-х и 4-х классах проводится комплексная диагностическая работа на
межпредметной основе:
для проверки читательской, математической и естественно-научной грамотности –
письменная работа на межпредметной основе во 2 классе;
для проверки читательской, математической, естественно-научной и финансовой
грамотности – письменная работа на межпредметной основе в 4 классе.
Формированиеметапредметныхрезультатовобеспечиваетсякомплексомосвоения программ
учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка
метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
Познавательных универсальных учебных действий;
Коммуникативных универсальных учебных действий;
Регулятивных универсальных учебныхдействий.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых
исследовательских действий, умение работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
сравниватьобъекты,устанавливатьоснованиядлясравнения,устанавливатьаналогии;
объединятьчастиобъекта(объекты)поопределенномупризнаку;
определять существенный
признак для классификации,
классифицировать
предложенные объекты;
находитьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфактах,данныхи
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаоснове
предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать с помощью педагогического работника цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностейобъектаизученияисвязеймеждуобъектами(часть–целое,причина–следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
Выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает
формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная
деятельность.
Общениекакодноизкоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействийобеспечивает
сформированность у обучающихся следующих умений:
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии сцелямии
условиями общения в знакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалога и
дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректноиаргументированновысказыватьсвоемнение;
строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;
создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествование);
готовитьнебольшиепубличныевыступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
формулироватькраткосрочныеидолгосрочныецели(индивидуальныесучетомучастия
вколлективныхзадачах)встандартной(типовой)ситуациинаосновепредложенногоформата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад вобщий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО
предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать
последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха
(неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим
работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией
образовательнойорганизациивходемониторинга.Втекущемучебномпроцессеотслеживается
способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи,
требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями,
реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных
действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки
сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и
может включать диагностические материалы по оценке функциональной грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Система оценивания предметных результатов
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных
областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиямиФГОСНООявляетсяспособностькрешениюучебно-познавательныхиучебнопрактических задач, основанных наизучаемом учебном материале и способах действий, в том
числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
ДляоценкипредметныхрезультатовосвоенияООПНООиспользуютсякритерии:знание
и
понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли
изучаемойобластизнанияиливидадеятельностивразличныхконтекстах,знаниеипонимание
терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенныйкритерий«применение»включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальныхпознавательных действийи
операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использованиеспецифическихдляпредметаспособовдействийивидовдеятельностипо
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении
учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении вне учебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
-
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам
фиксируются в локальном нормативном акте ОО «Критерии оценивания предметных
результатов по отдельным учебным предметам».
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно
включать:
перечень итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая; устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию в соответствии с
локальным нормативным актом ОО; - график контрольных мероприятий.
Процедуры оценивания на уровнеНОО
Стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к
обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1-го класса и выступает как основа (точка
отсчета)дляоценкидинамикиобразовательныхдостиженийобучающихся.Объектомоценкив
рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной
деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом.
Оцениваниеобучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных качественных
оценок, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ
в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в
соответствиисписьмомМинистерстваобразованияРоссийскойФедерацииот03.06.2003№13- 51120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение первого года
обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
ПроцедураоцениваниянауровнеНОО,начинаясо2-го класса:
текущаяоценкарезультатовобучениявыставляетсяввидеотметок«5»,«4»,«3»,«2
итоговая оценка результатов обучения (четвертная, годовая) выставляется в виде
отметок «5», «4», «3», «2»,зачтено/не зачтено иН/А;
промежуточнаяаттестация–всоответствиислокальнымнормативнымактомОО.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в
освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей
(поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в
самостоятельнуюоценочнуюдеятельность)идиагностической,способствующейвыявлениюи
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы,само-ивзаимооценка,рефлексия,листыпродвиженияидругие)сучетомособенностей
учебного предмета.
Тематическая оценка фиксирует уровень достижения тематических планируемых
результатов по учебному предмету.
Итоговая оценка (четвертная, годовая) является процедурой внутренней оценки
образовательнойорганизацииискладываетсяизрезультатовнакопленнойоценкипопредмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании
предмета с учетом формируемых метапредметных действий.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с локальным нормативным
актом ОО.
3. Система оценивания на уровне основного общего образования
Система оценивания личностных результатов
Оценка личностных результатов обучающихся на уровне ООО осуществляется через
оценкудостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,
которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Во внутреннем мониторинге проводится оценка сформированности отдельных
личностныхрезультатов,проявляющихсявсоблюдениинормиправилповедения,принятыхв
образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации,
ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной
деятельности;ответственностизарезультатыобучения;способностиделатьосознанныйвыбор
своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых
установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается
использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Система оценивания метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых
результатов
освоения
ФОП
ООО,
которые
отражают
совокупность
познавательных,коммуникативныхирегулятивныхуниверсальныхучебныхдействий,атакже
систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основнымобъектомоценкиметапредметныхрезультатовявляется:
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных);
овладение познавательными универсальными учебными действиями (замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая
общие приемы решения задач);
овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение
умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать
разныемненияиинтересы,аргументироватьиобосновыватьсвоюпозицию,задаватьвопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
овладение регулятивными универсальными учебными действиями (способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность
внутреннегомониторингаустанавливаетсярешениемпедагогическогосоветаобразовательной
организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать
диагностическиематериалыпооценкечитательскойицифровойграмотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий.
В рамках внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся во втором
полугодии в 5-8 классах проводятся комплексные диагностические работы на межпредметной
основе:
Система оценивания предметных результатов
Предметные результаты освоения ФОП ООО с учетом специфики содержания предметных
областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися
планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основнымпредметомоценкиявляетсяспособностькрешениюучебно-познавательныхи
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способовдействий,релевантныхсодержаниюучебныхпредметов,втомчислеметапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей,
соответствующим направлениям функциональной грамотности.
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли
изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий«применение»включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметногосодержания,сочетанием универсальныхпознавательных действийи
операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использованиеспецифическихдляпредметаспособовдействийивидовдеятельностипо
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении
учебныхзадач/проблем,втомчислевходепоисковойдеятельности,учебно-исследовательской и
учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся
применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни.
Оценка предметных результатов освоения ООП ООО осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам
фиксируются в локальном нормативном акте ОО «Критерии оценивания предметных
результатов по отдельным учебным предметам».
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно
включать:
перечень итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая; устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию в соответствии с
локальным нормативным актом ОО; - график контрольных мероприятий.
Процедуры оценивания на уровне ООО
Процедура оценивания на уровне ООО:
текущаяоценкарезультатовобучениявыставляетсяввидеотметок«5»,«4»,«3»,«2»;
итоговаяоценкарезультатовобучения(четвертная,годовая)выставляетсяввиде отметок
«5», «4», «3», «2», зачтено/не зачтено иН/А;
тематическаяоценкафиксируетуровеньдостижениятематическихпланируемых
результатовпоучебномупредметуввидеотметок«5»,«4»,«3»,«2»,зачтено/незачтеноиН/А;
промежуточнаяаттестация–всоответствиислокальнымнормативнымактомОО.
Стартовая диагностика проводится администрацией ООс целью оценки готовности к
обучению на уровне основного общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 5-го класса и выступает как основа (точка
отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности,
владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов
познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются
основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые
формы,само-ивзаимооценка,рефлексия,листыпродвиженияидругие)сучетомособенностей
учебного предмета.
Тематическаяоценкафиксируетуровеньдостижениятематическихпланируемых
результатовпоучебномупредметуПромежуточнаяаттестацияосуществляетсявсоответствии
с
локальным нормативным актом ОО.
Итоговая оценка (четвертная, годовая) является процедурой внутренней оценки
образовательнойорганизацииискладываетсяизрезультатовнакопленнойоценкипопредмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании
предмета с учетом формируемых метапредметных действий.
Промежуточная аттестация проводится по предметам по итогам учебного года или
учебного периода.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме
ГИА-9.