Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подгородненская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель ШМО
______
/_С.М.Степанова /
Протокол №1
от «29» августа 2024г.
«Согласовано»
«Утверждено»
Заместитель руководителя ОУ по
УВР
Руководитель
ОУ_________/_Е.В.Буякова /
__________/_Р.А.Белькович /
Приказ №113 от «29» августа
2024г.
Приказ № 113 от «29» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной культуры народов России
основного общего образования
5 класс (ФГОС)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа
2024 г.
Составила: Симакова Вера Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И.,
Полякова А.В. (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система
учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2012) и реализуется
с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры
народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.) в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО).
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 34 часа (из
расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.
Количество часов в I полугодии - 17;
количество часов во II полугодии - 17.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
материала «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление
потребностей.
к
развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной
в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты
образовательных задач:
обучения
нацелены
на
решение,
прежде
всего,
формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и
значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»);
характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность
в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории
страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить
духовные ценности», «Твой духовный мир»);
истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия
и культура»);
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и
др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо
родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Тематическое планирование
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
№
п/п
1.
2-3
4-5
6-7
8-9
1011
1213
1415
1617
1819
2021
2223
2425
Тема
Вводный урок. Знакомство с новым учебником
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В мире культуры-4ч
Величие многонациональной российской культуры.
Человек – творец и носитель культуры.
Нравственные ценности российского народа -14ч
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Жизнь ратными подвигами полна.
В труде – красота человека.
Количество
часов
1
2
2
2
2
2
«Плод добрых трудов славен».
2
Люди труда.
2
Бережное отношение к природе.
2
Семья – хранитель духовных ценностей.
2
Религия и культура -10 ч
Роль религии в развитии культуры.
2
Культурное наследие христианской Руси.
2
Культура ислама.
2
2627
2829
3031
3233
Иудаизм и культура.
2
Культурные традиции буддизма.
2
Как сохранить духовные ценности-4ч
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
2
Хранить память предков.
2
Твой духовный мир-1ч
34
Что составляет твой духовный мир.
1