№
1.
МБОУ Подгородненская ООШ
Название программы
2.
3.
4.
5.
Вид деятельности
Вид программы
Возрастной диапазон
Цели и задачи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа общеинтеллектуального направления
«Читайка»
коллективная
общеразвивающая
6-10 лет
Цель: способствовать развитию интереса к чтению и книге,
формированию читательского кругозора и приобретению
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности.
Задачи: - создание на практике условий для реализации
читательских умений,
-расширение литературно-образовательного пространства
учащихся начальных классов
-формирование личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных учебных умений.
6.
Содержание (краткое)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги
(обложка, титульный лист, оглавление). Книги о Родине и
родной природе детских писателей (книга-произведение и
книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги. Книги
детских писателей-классиков. Детские книги с рассказами
современных писателей. Роль книги в жизни человека.
Презентация книг о детях-ровесниках. Книги-сборники
малых жанров фольклора. Книги писателей-сказочников.
Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Книги
сказок народов мира. Книги о семье, маме, детях. Выставка
книг о тех, кто защищал свою
Родину. Книги разных жанров, тем, типов и авторской
принадлежности. Книги-сборники о былинных героях.
Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими.
Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание
стихотворений, обмен мнениями.
7.
8.
9.
Продолжительность обучения
Форма обучения
Материально-техническое
обеспечение
10. Количество мест всего
11. Минимальное количество мест в
группе
12. Число свободных мест
13. Способ оплаты
14. Сертификация по требованиям
ПФДО
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Прием (открыт/закрыт)
Типовой договор-оферта
Муниципалитет:
Адрес места проведения занятий
Преподаватель
Квалификационная категория
4 года
очная
Компьютер, экран, проектор. Дополнительная информация
в сети «Интернет». Методические рекомендации.
Выставочные образцы.
15
9
6
Федеральный бюджет
Программа воспитания: «От конструирования к
реализации.».Дата выдачи 18.ноября
2020 г. Регистрационный номер 5335
открыт
Трудовой договор №4 от 01.03.2009 г.
Торопецкий
МБОУ ТР Подгородненская ООШ,ул.Парковая,д.12
Григорьева Ирина Валерьевна
1
Аннотация к ( указывается полное название образовательной программы)
Статус программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа « Читайка»
Направленность
общеинтеллектуального направления
Цель
и
задачи Цель: способствовать развитию интереса к чтению и книге,
программы
формированию читательского кругозора и приобретению опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Задачи: - создание на практике условий для реализации
читательских умений,
-расширение литературно-образовательного пространства
учащихся начальных классов
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений.
.
Контингент
обучающихся
Продолжительность
реализации
программы
Режим занятий
Форма организации
процесса обучения
Формы
проведения
занятий
Особые
условия
проведения
Дети возрастной группы, дети, проявляющие интерес к
данному виду деятельности (чтение)
4 года
1 час в неделю
Урок-игра, урок-практикум,урок-конференция.
Индивидуальные, групповые, парные.
нет
Краткое содержание
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка,
титульный лист, оглавление). Книги о Родине и родной природе
детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги. Книги детских
писателей-классиков. Детские книги с рассказами современных
писателей. Роль книги в жизни человека. Презентация книг о детяхровесниках. Книги-сборники малых жанров фольклора. Книги
писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном
фонде. Книги сказок народов мира. Книги о семье, маме, детях.
Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Книги разных жанров, тем, типов и авторской
принадлежности. Книги-сборники о былинных героях. Былины,
сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библиотечные каталоги и
правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи
одноклассников».
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание
стихотворений, обмен мнениями.
Формы оценки
качества знаний
Устное
поощрение,
принятие
участия
в
конкурсах,
олимпиадах.(Международный конкурс «Старт»., Международный
(формы педагогического образовательный портал «Солнечный луч»-олимпиады/)
контроля)
Ожидаемый результат В дальнейшем активное участие в конкурсах, различных
олимпиадах.
1.Пояснительная записка
Образовательная программа «Читайка» составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности «В мире книг» Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности 1-4
классы\под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М. Вента-Граф,2011 г.)
Программа «Читайка» входит в образовательную программу общеинтеллектуального направления.
Образовательная программа «Читайка» способствует расширению читательского пространства,
реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого
ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также
проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и
новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Содержание программы «Читайка» создаёт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей
страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель
овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение. В программу включены занятия библиографического
характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Цель программы: состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге,
формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности.
Задачи: - создание на практике условий для реализации читательских умений,
-расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1
часу 1 раз в неделю.1 класс-33часа,2-4 классы-34 часа. Состав детской группы постоянный по
классам, набор в группу свободный.
Результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Универсальные учебные действия:
-Находить книгу в открытом библиотечном фонде,
-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности,
-формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге,героях,
-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением,
-слушать и читать книгу, понимать прочитанное,
-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Учёт знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит
путём архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
-открытые занятия,
-выставки творческих работ,
Итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков,
эмоциональное состояние обучающихся.
2.Учебный план
1 класс
№
Название
разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Здравствуй,книга.
2
1
1
2
Книги о родине и
родной природе.
2
1
1
3
Писатели детям.
3
1
2
4
Народная
мудрость.Книгисборники.
2
1
1
5
По страницам
книг В.Сутеева.
3
1
2
6
Сказки народов
мира.
3
-
3
7
Книги русских
писателейсказочников.
3
1
2
8
Детские
писатели.
3
1
2
9
Сказки
зарубежных
писателей.
3
1
2
10
Книги-сборники
стихотворений
для детей.
2
1
1
11
Дети-герои книг.
3
1
2
12
Книги о
животных.
4
1
3
Итого:
33
11
22
2 класс
№
Название
разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Книга,здравствуй.
3
1
2
2
Книгочейлюбитель чтения.
2
1
1
3
Книги о твоих
ровесниках.
4
1
3
4
Крупицы
народной
мудрости.Книгисборники.
4
1
3
5
Писателисказочники.
4
1
3
6
Книги о детях.
4
1
3
7
Старые добрые
сказки.
4
1
3
8
Книги о тех,кто
подарил нам
жизнь.
3
1
2
9
Защитникам
Отечества
посвящается.
3
1
2
10
По страницам
любимых книг.
3
1
2
Итого:
34
10
24
3 класс
№
Название разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
История книги.
Библиотеки.
4
2
2
2
По дорогам сказок.
Сказки народные и
литературные.
3
1
2
3
Книги-сборники. Басни
и баснописцы.
3
1
2
4
Книги о родной
природе.
3
1
2
5
Книги Л.Н.Толстого
для детей.
3
1
2
6
Животные-герои
детской литературы.
4
1
3
7
Дети-герои книг.
3
1
2
8
Книги зарубежных
писателей.
2
1
1
9
Книги о детях войны.
3
1
2
10
Газеты и журналы для
детей.
3
2
1
11
«Книги,книги,книги…»
3
1
2
Итого:
34
13
21
4 класс
№
Название
разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Страницы
старины седой.
4
2
2
2
Крупицы
народной
мудрости.
4
2
2
3
Мифы народов
мира.
2
-
2
4
Русские
писатели-
3
1
2
сказочники.
5
«Книги, книги
,книги…»
4
1
3
6
Книги о детях и
для детей.
3
1
2
7
Словари,
справочники,
энциклопедии.
3
2
1
8
Родные поэты.
3
1
2
9
Писатели о
писателях.
Очерки и
воспоминания.
4
1
3
10
Мир книг.
4
1
3
Итого:
34
12
23
3.Содержание программы.
1 класс (33ч)
Здравствуй, книга! (2ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат
ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о
книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и
жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в
библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или
слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина,
С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художникииллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными
произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная
поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных
изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и
чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк
«Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и
др.)
Книги о животных (4ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного
героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб-
лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений
о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы,легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа
в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунскийи др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных
писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
4 класс (34 ч)
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»
в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления
Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона»,
«Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление
постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц
по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
«Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений
(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг
по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники
и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки
народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни
с «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление
списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?
Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,
людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанраи
темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об
А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой
книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Тематическое планирование1 класс-33 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
1
2
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении
(книга-произведение).
1
3
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
1
4
Книги о Родине и природе.
1
5
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
1
6
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
1
7
Книги современных писателей о детях.
1
8
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки»
1
9
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку»
1
10
Творческая работа «Сочини загадку» .Литературные игры «Посчитайся»,
«Отгадай загадку».
1
11
По страницам книг В Сутеева (книги –сборники ,книги произведения)
1
12
В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
1
13
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»
1
14
Народные сказки(цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
1
15
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
1
16
Библиотечный урок .Книги-сказки о лисе.
1
17
Книга сказок(сборники сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения
Буратино»
1
18
По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».Книга историй и
приключений тгероев-кукол. Инсценирование отдельных историй.
1
19
Книги С..Маршака. Выставка книг.
1
20
Книги-сборники произведений К.Чуковского.
1
21
Е.Чарушин-писатель и иллюстратор своих книг.
1
22
Книга Ш.Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
1
23
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса»
1
24
В гостях у сказки.
1
25
Стихотворения для детей.Книги-сборники.
1
26
Конкурс чтецов стихотворений детских писателей.
1
27
Дети-герои детских писателей.
1
28
Литературная игра «Вопросы и ответы»
1
29
Книги В.Бианки.
1
30
Книги Г.Скребицкого.
1
31
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
1
32
По страницам любимых книг. Выставка книг.
1
33
По страницам любимых книг. Выставка книг.
1
Итого:
33
Тематическое планирование 2 класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Роль книги в жизни человека.
1
2
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
3
Структура книги (элементы книги)
1
4
Экскурсия в библиотеку.
1
5
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1
6
Выставка книг о детях. Структура книги.
1
7
Книги В.Осеевой. Книга-сборник.
1
8
Книги Е.Пермяка. Титульный лист.
1
9
Книги Н.Носова. Типы книг.
1
10
Книги В.Драгунского. Аппарат книги.
1
11
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)
1
12
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
1
13
Пословицы. Темы пословиц.
1
14
Темы загадок .Конкурс «Отгадай загадку»
1
15
Скороговорки и чистоговорки.
1
16
Книги с литературными(авторскими)сказками.
1
17
Писатели-сказочники.
1
18
Герои сказок.Викторина.
1
19
По страницам сказок Г.Х.Андерсена.
1
20
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»
1
21
Книги о детях войны. Выставка книг.
1
22
Герои книг В.Осеевой.
1
23
Книги Н.Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.
1
24
Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1
25
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.
1
26
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
1
27
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и
обработчики народных сказок.
1
28
Народные сказки на страницах детских журналов.
1
29
Книги о семье.
1
30
Книги о защитниках Отечества.
1
31
Библиотечный урок «Хвала книге.» Презентация любимой книги.
1
32
Библиотечный урок «Хвала книге.» Презентация любимой книги.
1
33
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника
читателя»
1
34
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника
читателя»
1
Итого:
34
Тематическое планирование в 3 классе
1 час в неделю-34 часа
№ п/п
Тема урока
Часы
1
Здравствуй, книга! Летописи. Рукописные книги.
1
2
Здравствуй, книга! Книги-сборники о былинных героях.
1
3
Здравствуй, книга! Библия. Детская библия (разные
издания)
1
4
Книги о Родине и родной природе детских писателей
(книга-произведение и книга - сборник).
1
5
Книги о Родине и родной природе детских писателей
(книга-произведение и книга - сборник).
1
6
Книги о Родине и родной природе детских писателей
1
(книга-произведение и книга - сборник).
7
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский,
С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
1
8
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский,
С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
1
9
Выставка книг детских писателей. Слушание и
рассматривание одной из детских книг. Художникииллюстраторы детских книг.
1
10
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности
детских книг с фольклорными произведениями для детей
(оформление, тексты).
1
11
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности
детских книг с фольклорными произведениями для детей
(оформление, тексты).
1
12
13
Книги Л.Н.Толстого.
Книги-сборники басен И.А.Крылова.
1
1
14
Библиографическая справка (информация) об авторе в
структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая
работа в группах.
1
15
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книгипроизведения.
1
16
Сказки народов России и народов мира. Оформление
выставки книг.
1
17
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
1
18
Книги о детях Л.Пантелеева, А.Гайдара, В.Драгунского.
1
19
Сборники стихотворений о родной природе. Проект
«Краски и звуки стихов о природе»
1
20
Сборники стихотворений о родной природе. Проект
1
«Краски и звуки стихов о природе»
21
Книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных
сказок «На острове Буяне»
1
22
Книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных
сказок «На острове Буяне»
1
23
Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных
лет). Чтение, обсуждение содержания. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
1
24
Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных
лет). Чтение, обсуждение содержания. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
1
25
Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных
лет). Чтение, обсуждение содержания. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
1
26
Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в
военном»
1
27
Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в
военном»
1
28
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом.»
Оформление «Книги памяти»
1
29
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом.»
Оформление «Книги памяти»
1
30
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка»,
Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
1
31
Книги-сборники о животных.
1
32
Книги-сборники о животных.
1
33
Литературная игра «Кто они, мои сверстники-герои книг?»
1
34
Конкурс чтецов.
Итого-34 часа
1
Тематическое планирование в 4 классе
1 час в неделю-34 часа
№ п/п
Тема урока
Часы
1
«Былина о Святогоре» в стихотворной форме и
прозаической форме. Выставка книг.
2
«Былина о Святогоре» в стихотворной форме и
прозаической форме. Выставка книг.
1
3
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.
1
4
Библейские предания. «Суд Соломона»
1
5
Сборники произведений фольклора.
1
6
Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах»
1
7
1
8
Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах»
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»
9
10
Книги с мифами народов мира.
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои»
1
1
11
1
13
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина,
В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина.
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина,
В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина.
Библиотечный урок. Храм книги. Первые библиотеки.
14
Структура энциклопедии и книги-справочникаю.
1
15
16
Книги-сборники «Басни И.А.Крылова»
Проект «Русские баснописцы»
1
1
17
18
19
20
Фантастика и приключения.
Дети-герои книг Марка Твена, К.Булычёва и др.
Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты»
Хранители слов-словари. Выставка словарей.
1
1
1
1
21
22
Хранители слов-словари. Выставка словарей.
Игра «100 вопросов Почемучек»
1
1
23
Чтение и слушание стихотворений о Родине.
1
24
Книги-сборники русских поэтов о родной природе.
1
25
Книги-сборники русских поэтов о родной природе.
1
26
Книги-сборники «Очерки и воспоминания».Очерки
С.Михалкова, К.Чуковского.
1
27
Книги-сборники «Очерки и воспоминания».Очерки
1
12
1
1
1
1
С.Михалкова, К.Чуковского.
28
Воспоминания Л.Н.Толстого.
1
29
Творческая работа: очерк о своём городе, селе, о классе.
1
30
31
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
В.Песков « В гостях у Сетон-Томпсона».
1
1
32
33
В.Песков « В гостях у Сетон-Томпсона».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты
и журналы.
1
1
34
Периодические печатные издания для детей: детские газеты
и журналы.
Итого-34 часа
1
Тематическое планирование 3 класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Роль книги в жизни человека.
1
2
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
1
3
Структура книги (элементы книги)
1
4
Экскурсия в библиотеку.
1
5
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.
1
6
Выставка книг о детях. Структура книги.
1
7
Книги В.Осеевой. Книга-сборник.
1
8
Книги Е.Пермяка. Титульный лист.
1
9
Книги Н.Носова. Типы книг.
1
10
Книги В.Драгунского. Аппарат книги.
1
11
Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)
1
12
Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
1
13
Пословицы. Темы пословиц.
1
14
Темы загадок .Конкурс «Отгадай загадку»
1
15
Скороговорки и чистоговорки.
1
16
Книги с литературными(авторскими)сказками.
1
17
Писатели-сказочники.
1
18
Герои сказок.Викторина.
1
19
По страницам сказок Г.Х.Андерсена.
1
20
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»
1
21
Книги о детях войны. Выставка книг.
1
22
Герои книг В.Осеевой.
1
23
Книги Н.Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.
1
24
Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
1
25
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.
1
26
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.
1
27
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и
обработчики народных сказок.
1
28
Народные сказки на страницах детских журналов.
1
29
Книги о семье.
1
30
Книги о защитниках Отечества.
1
31
Библиотечный урок «Хвала книге.» Презентация любимой книги.
1
32
Библиотечный урок «Хвала книге.» Презентация любимой книги.
1
33
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника
читателя»
1
34
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника
читателя»
1
Итого:
34
4.Методическое обеспечение программы
Занятия проводит учитель начальной школы 1 квалификационной категории Лахно О.В.-2
класс, учитель начальной школы 1 квалификационной категории Соловьёва Л.Д- 3
класс,учитель начальной школы 1 квалификационной категории Григорьева И.В.-4 класс.
Для занятий имеется: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных
образцов.
Формы занятий:
1.Литературные игры.
2.Конкурсы-кроссворды.
3.Библиотечные уроки.
4.Пректы.
5.Встречи с библиотекарем.
6.Уроки-спектакли.
7.Инсценировка сказок.
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко.
«Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007