Умники и умницы первые шаги в мире математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Подгородненская основная общеобразовательная школа

«Согласовано»
Руководитель ШМО
______ /Григорьева И.В. /
ФИО
Протокол № 1 от «29»
августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель руководителя ОУ по
УВР
__________/Белькович/
ФИО
«29»августа 2024г.

«Утверждаю»
Руководитель ОУ_________/Буякова
Е.В./
ФИО
Приказ № 113от «29»августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Умники и умницы: первые шаги в мире математики»
Возраст обучающихся:6,5-11 лет
Срок реализации: 4 года
1-4 классы

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1__от «29»августа 20 24
г.

Составил педагог дополнительного образования Михайлова А.И.

2024- 2025 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы: первые шаги в мире математики»
МБОУ ТР Подгородненская ООШ
Название программы
ПРОГРАММА «умники и умницы: первые шаги в мире
математики»
Данная программа является модифицированной и
адаптированной к работе в МБОУ ТР Подгородненская
ООШ.

Направленность программы
Социально-педагогическая
Ф.И.О.
педагога, Михайлова Анастасия Игоревна
реализующего
дополнительную
общеобразовательную
программу
Год разработки
2024г.
Где, когда и кем утверждена Д. Подгороднее ул.Парковая д.12, директор школы
дополнительная
Буякова Е.В.
общеобразовательная
программа
Цель
развитие познавательных способностей учащихся на
основе системы развивающихся занятий.
- Развитие мышления в процессе
Задачи
формирования основных приёмов
мыслительной деятельности: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения,

-

-

-

-

-

классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные
выводы;
Развитие психических познавательных
процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия,
воображения;
Развитие языковой культуры и формирование
речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям,
строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
Формирование навыков творческого
мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
Развитие познавательной активности и
самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
Формирование и развитие коммуникативных
умений;
Формирование навыков применения
полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин в
практической деятельности.

Ожидаемые
результаты
освоения программы

Первый уровень результатов — приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником
опыта самостоятельного общественного действия.

Срок реализации программы

4 года

Количество часов в неделю / 1 год обучения – 2 ч. в неделю/72 ч. в год;
год
2 год обучения – 2 ч. в неделю/72 ч. в год;
3 год обучения – 2 ч. в неделю/72 ч. в год;
4 год обучения – 2 ч. в неделю/72 ч. в год.
Возраст обучающихся
6,5 – 11 лет
Формы занятий
Методическое обеспечение

Групповая, работа в парах, индивидуальная.
Для учителя:
Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по
развитию познавательных способностей (6-7 лет)»
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа
развития познавательных способностей учащихся
младших классов.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников
[Текст]: методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]
Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе [Текст]: от действия к мысли :
пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]

Условия
реализации
программы
(оборудование, компьютер (интернет); удиозаписи, книжный материал,
инвентарь,
специальные иллюстрации; набор дидактического материала для
помещения, ИКТ и др.)
проведения учебных занятий по каждому разделу;
простой и цветные карандаши; тетради; линейки; краски;
цветная и белая бумаги; столы; стулья; учебная доска;
проектор.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы: первые
шаги в мире математики» имеет социально-педагогическую направленность, является
модифицированной и адаптированной к работе в МБОУ ТР Подгородненская.
Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их
свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило,
приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде
деятельности.
Данная программа реализуется по следующим уровням (ступеням) обучения:
1й год – ознакомительный
2й год – базовый
3й, 4й год – углубленный
Программа является актуальной в наши дни, поскольку прослеживается
системный подход к формированию личности, развитию познавательных и
коммуникативных способностей личности обучающихся. Программа позволяет развивать
личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя
логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации,
являющегося ведущим механизмом психического развития.
Для проведения занятий по программе «Умники и Умницы» предлагается учебнометодический комплект:

а) две рабочие тетради на печатной основе для обучающихся на каждое полугодие
(для каждого года обучения);
б)
методическое
пособие
для
педагога,
в
котором
излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради;
в) программы курса.
В основу реализации программы положены
ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные
Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
При планировании содержания занятий
прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:








развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Возраст детей от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы - 4 года.
Основная форма работы – групповая
Учебная нагрузка:
1 год - 72 часа, 2 часа 1 раз в неделю
2 год – 72 часа, 2 часа 1 раз в неделю
3 год – 72 часа, 2 часа 1 раз в неделю
4 год - 72 часа, 2 часа 1 раз в неделю
Общее количество часов – 288

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие
Выявление уровня развития
внимания,
восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Графический диктант
Развитие концентрации
внимания
Тренировка памяти
Графический диктант
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Викторина по окружающему
миру.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Викторина.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных
Операций.
Графический рисунок по
образцу.
Совершенствование
воображения.
Развитие мышления.
Викторина.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
воображения.
Графический диктант.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Викторина.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

2

2

0,5

2

2

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

Математический
диктант

2

Самостоятельная
работа
Фронтальный
опрос

1,5

Фронтальный
опрос
Самостоятельная
работа

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
«Своя игра» по
окружающему миру.
Развитие концентрации
внимания.
Разгадывание ребусов.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт».
Развитие логического
мышления.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
воображения.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Задания по перекладыванию
спичек.
Рисуем по образцу.
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт».
Совершенствование
мыслительных операций.
Задание «Найди отличия».
Развитие логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций.

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Фронтальный
опрос

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Математический
диктант

2

2

Самостоятельная
работа

2

1

1

Самостоятельная
работа

2

1

1

Тестирование

2

2

Математический
диктант

2

2

Самостоятельная
работа

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Графический диктант.
Совершенствование
воображения.
Развитие мыслительных
операций.
Графический рисунок по
образцу.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Викторина.
Развитие логического
мышления.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка памяти.
Графический диктант.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический рисунок по
образцу.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Викторина
Совершенствование
воображения.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Игра «Лабиринт»
Развитие концентрации
внимания.
Тренировка памяти.
Развитие концентрации
внимания.
Графический диктант
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование
воображения.

2

2

Математический
диктант

2

2

Фронтальный
опрос

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Тестирование

2

2

Математический
диктант

2

2

Фронтальный
опрос

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Математический
диктант

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

32

33

34

35

36

Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной
памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Тренировка внимания.
Развитие мышления.
Графические диктанты
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года.
Всего

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Математический
диктант

2

2

Самостоятельная
работа

2

2

Тестирование

72

9

63

Второй год обучения
№
п/п
1

2

3

Название раздела, темы
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию
спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

Тренировка внимания.
Совершенствование

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
13

Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

14

Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек.

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

15

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие логического
мышления Обучение поиску
закономерностей Развитие
аналитических способностей
Совершенствование
воображения Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

31

32

33

34

35

36

Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года
Всего

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

72

18

54

Третий год обучения
№
п/п
1

Название раздела, темы
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,

Количество часов
Всего Теория Практика
2

0,5

1,5

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос

2

3

4

5

6

7

8

9

воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Математический
диктант

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие логического
мышления Обучение поиску
закономерностей Развитие
аналитических способностей
Совершенствование
воображения Развитие

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

29

30

31

32

33

34

35

36

наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти Совершенствование
мыслительных операций
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование
воображения.
Логически-поисковые
задания.
Ребусы. Задания со спичками.
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года
Всего

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Олимпиада

72

18

54

Четвёртый год обучения

№
п/п

Название раздела, темы

1

Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
и способности рассуждать

2

3

4

5

6

7

8

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля
Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию
спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

Тренировка внимания.

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

18

19

20

21

22

23

24

25

Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Ребусы. Задание по
перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

2

0,5

1,5

Тестирование

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Тестирование

2

0,5

1,5

Математический
диктант

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Развитие аналитических
способностей.
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей.
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать
Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие способности
рассуждать.
Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей.
Совершенствование
воображения.
Логически-поисковые
задания.

2

0,5

1,5

Фронтальный
опрос

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Математический
диктант

2

0,5

1,5

Тестирование

36

Задания со спичками.
Проверка развития памяти,
внимания, мышления, логики.
Всего

2

0,5

1,5

72

18

54

Олимпиада

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и
“Развитие познавательных способностей”.
«Развитие коммуникативных способностей»
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных
ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь
говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм
речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком
понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь
помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в
тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь,
облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных
стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации
общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых
норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои
ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно
строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные
формулы. Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и
других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для детей (дом, школа,
общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях

определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка —
девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый
(знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой
позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые
задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым уделяется значительное место:
ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и
максимально разнообразно
«Развитие познавательных способностей»
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью
которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся:
ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи
и внимания
Рекомендуемая модель занятия на первом году обучения такая:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием
физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается
устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны
вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В
ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ,
ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически- поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение
по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с
натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к
пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и
совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и
штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме,

продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ
развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику
рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий на втором году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут) 4. Веселая
переменка (3-5 минут)
5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
На втором году обучения предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений,
умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые
задачи из комбинаторики.
6. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать. В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач
заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Рекомендуемая модель занятий на третьем году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут) Задачи, предлагаемые на этом этапе,
различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Рекомендуемая модель занятий на четвертом году обучения такая:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут) 4. Гимнастика
для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут) Задачи, предлагаемые на этом этапе,
различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение решения задачи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса
являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».