Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания
детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Курс рассчитан на 17 часов занятий с группой учащихся младших классов (1-4-й
класс).
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и
самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах
житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:
• содействовать созданию обогащенной среды для становления духовнонравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
• стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных
значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
• пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших
чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
• научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и
формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности
отличать плохое от хорошего;
• знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром,
воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;
• способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти,
цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;
• формировать и расширять знания и представления детей об основных
духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло,
послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность –
предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость,
сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость –
равнодушие и т. д.;
• научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с
другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим);
• воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и
педагогам;
• развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному
проявлению этих чувств;
• воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное
отношение к ближним;
• содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в
процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;
• воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре,
языку, святыням;
• формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других
народов;
• формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру,
заботливое отношение к растениям и животным;
• способствовать формированию готовности к самостоятельности,
самоанализу и саморефлексии;
• научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного
запаса и образного строя речи.
Содержание курса внеурочной деятельности «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка
сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту
нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия,
которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в
комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Курс состоит из 17 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в
совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную,
исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной
литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще
слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к
человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту,
необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его
эстетической и нравственной позиции.
Планируемые результаты освоения курса
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности
гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений
с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации
в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям
и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее
своей страны.
Тематическое планирование1 класс-33 часа,1 час в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема занятия
Путешествие в Страну
доброты
Путешествие в Страну
доброты
Город добра
Город добра
Это великое слово «дружба»
Это великое слово «дружба»
Хочу быть миротворцем
Хочу быть миротворцем
Счастье семьи
Счастье семьи
Добрая сила
Добрая сила
Святые и животный мир
Святые и животный мир
Мир твоей души
Мир твоей души
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Что на свете самое главное
Что на свете самое главное
Воспитание человечности
Воспитание человечности
Тайна милосердия
Тайна милосердия
Любовь и сострадание
Любовь и сострадание
Чистота сердца
Чистота сердца
Жертвенное сердце
Жертвенное сердце
Птица счастья
Птица счастья
День Победы – величие
народного подвига
День Победы – величие
народного подвига
Миролюбие
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Тематическое планирование2 класс-34 часа,1 час в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема занятия
Лестница добрых качеств
души
Голос совести
Послушание
Бережливость
Уважение
Благодарность
Щедрость
Бескорыстие
Дружелюбие
Отзывчивость
Единство
Терпение (воздержание)
Трудолюбие
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
15
16
17
Правдолюбие (честь и достоинство)
Самоотверженность (храбрость)
Скромность
Мудрость
Итого:
2
2
2
2
34
Тематическое планирование3 класс-34 часа,1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
2
3
4
5
Трудолюбие
Бескорыстие
Честность
Ум
Умение видеть хорошее
2
2
2
2
2
6
7
Умение прощать
Умение сотрудничать
2
2
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Хабрость
Упорство
Чуткость
Щедрость
Почтительность
Забота
Взаимопомощь
Верность
Гордость
Дружба
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итого:
34
Тематическое планирование 4 класс-34 часа,1 час в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема занятия
Дружелюбие
Гостеприимство
Мастерство
Нежность
Любовь к природе
Любовь
Красота души
Любовь к родине
Любовь к маме
Заботливостьi
Жертвенность
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
13
14
15
16
17
i
Любознательность
Судьба
Упорство
Храбрость
Чуткость
Мир
2
2
2
2
2
2
Итого:
34