МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
администрация Торопецкого муниципального округа
МБОУ ТР Подгородненская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Руководитель ОУ
____________________
_____________________________
_______________________
Степанова С.М.
Протокол №1 от «29»
августа 2024 г.
Белькович Р.А.
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
Е.В. Буякова
Приказ №113 от «29»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6083827)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 5 классов
д. Подгороднее, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по
обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова
«Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена
для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и
задач школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным
для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные
представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты
через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания
являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания,
определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный
с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить
преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от
самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей
стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во взаимосвязи с
содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных
организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает
создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим
негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой
ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания
курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и
конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным
(пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже
сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами, и с предубеждениями) о
социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному
и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и
права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их
сочетание с традиционными методиками.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации
и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно –
бытовых отношений.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В примерной программе курса обществознание 5-9 классы выделяются три сквозные
содержательные линии, направленные на развитие следующих ключевых компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание,
обеспечивающее
формирование
информационно-технологической
компетенции;
- содержание, обеспечивающее развитие учебно-познавательных компетенций.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе умением работать в
группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое,
организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; умением обмениваться
информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Вторая содержательная линия представлена умениями при помощи реальных объектов и
информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять
информацию по заданной теме; способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с
понимание и по существу.
Третья содержательная линия представлена умениями и навыками планирования учебной
деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель,
определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач; умениями и навыками
организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка; умения и
навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция,
классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
умениями и навыками оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и
взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и
интегрированы. При изучении данного учебного предмета учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и развивают
различные коммуникативные умения, формируют умения работать с информацией и видами её
обработки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки
учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного
стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо.
Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности
подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель
взрослости.
Тема 2. Семья
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды
семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и
воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение
хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения
человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного
образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения
младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие
благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства.
Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов
России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн,
государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ.
Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы
России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания обучающихся основной школы
проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3 Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках
различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения обучающихся основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими
способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее
осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными
приемами и техниками преодоления конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Наименование
разделов
и
программы
Вводный урок
Количество часов
Дата
изучения
тем
всего
контрольные
работы
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Осознавать какое значение и смысл
имеет для меня учение.
Извлекать информацию из текста.
Составлять целое из частей, работая
в группах.
Составлять план своих действий.
Устный
опрос
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
практичес
кие
работы
1
0
0
7.09.2022
2
0
0
14.09.2022
21.09.2022
- Работа с текстом учебника по
Устный
http://www.teach
заданиям; выполнение проблемных
опрос;
er.syktsu.ru/05/in
заданий, моделирование ситуаций и проблемные dex_pri
их анализ.
http://fcior.edu.ru
задания
/
– Работа с текстом учебника по
заданиям; выполнение проблемных
заданий и моделирование ситуаций, и
их анализ
Раздел 1. Человек
1.1.
Загадка человека
1.2.
Отрочество
пора жизни
особая 2
0
0
28.09.2022
5.10.2022
1.3.
Обобщение
и 1
систематизация знаний
по
теме
«Человек».
Практикум.
1
0
12.10.2022
Итого по курсу
Раздел 2. Семья
–
5
Устный
опрос;
проблемные
задания
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
Работа с текстом учебника по
Опрос.
http://www.teach
заданиям; выполнение проблемных Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
заданий и моделирование ситуаций и
задания
http://fcior.edu.ru
их анализ.
/
2.1
Семья
и
отношения
семейные 1
2.2
Семейное хозяйство
2.3
Свободное время
0
0
19.10.2022
2
0
0
26.10.2022
9.11.2022
1
0
0
16.11.2022
Моделирование ситуаций и их анализ.
– Составить семейный бюджет.
Составить таблицу «Хобби: причины
возникновения, виды».
Составление http://www.edu.n
родословног su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
о дерева
er.html
http://socio.rin.ru
/
Опрос.
Творческие
работы.
http://www.teach
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
/
Опрос.
Творческие
задания
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
1
1
0
23.11.2022
Моделирование ситуаций и их анализ.
контрольной 1
0
0
30.11.2022
Моделирование ситуаций и их анализ.
2.4
Контрольная работа
2.4
Анализ
работы
Итого по курсу
Раздел 3. Школа
6
Опрос.
http://www.teach
Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
задания
http://fcior.edu.ru
/
Устный
опрос
http://www.teach
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
/
3.1
Образование в
человека
жизни 1
0
0
7.12.2022
3.2
Образование
самообразование
3.3
Одноклассники,
сверстники, друзья
3.4
и 2
0
0
2
0
Обобщение
и 1
систематизация знаний
по
теме
«Школа».
Практикум
Итого по курсу
Моделирование ситуаций и их анализ.
Составление http://www.edu.n
синквейна su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
«Школа»
er.html
http://socio.rin.ru
/
14.12.2022
21.12.2022
- Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос.
http://www.teach
Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
задания.
http://fcior.edu.ru
/
0
11.01.2023
18.01.2023
– Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос.
Творческие
задания
1
0
25.01.2023
0
0
1.02.2023
8.02.2023
Решение познавательных задач.
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
Опрос.
http://www.teach
Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
задания
http://fcior.edu.ru
/
6
Раздел 4. Труд
4.1
Труд – основа жизни
2
– Моделирование ситуаций и их анализ.
Составление http://www.edu.n
кластера
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
«Труд».
er.html
http://socio.rin.ru
/
4.2
Труд и творчество
1
0
0
15.02.2023 –
Решение
познавательных
работа с текстом учебника.
4.3
Контрольная работа
1
1
0
22.02.2023
Моделирование ситуаций и их анализ,
Опрос.
http://www.teach
решение познавательных задач.
Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
задания
http://fcior.edu.ru
/
4.4
Анализ
работы
контрольной 1
0
0
1.03.2023
Моделирование ситуаций и их анализ
Итого по курсу
задач,
Опрос.
http://www.teach
Письменные er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
задания
http://fcior.edu.ru
/
Устный
опрос
http://www.teach
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
/
Опрос.
Разгадать
кроссворд
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
Создание
синквейна
http://www.teach
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
5
Раздел 5. Родина
5.1
Наша Родина – Россия
2
0
0
15.03.2023
29.03.2023
5.2
Государственные
символы России
2
0
0
5.04.202312.04.2023
– Решение познавательных задач.
Умение взаимодействовать в ходе
выполнения групповой деятельности
/
5.3
Гражданин России
5.4
Мы
многонациональный
народ
5.5
Контрольная работа
5.6
Анализ
работы
– Моделирование ситуаций и их анализ.
Опрос.
Творческие
задания
2
0
0
19.04.2023
26.04.2023
– 1
0
0
3.05.2023 –
Умение
работать
заданиями.
1
1
0
10.05.2023
Моделирование ситуаций и их анализ,
Опрос.
http://www.edu.n
решение познавательных задач.
Письменные su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
задания
er.html
http://socio.rin.ru
/
контрольной 1
0
0
17.05.2023
Моделирование ситуаций и их анализ.
1
0
24.05.2023
Контрольная работа.
Итого по курсу
с
тестовыми
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
Задания на http://www.teach
применение er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
знаний
http://fcior.edu.ru
/
Устный
опрос
http://www.teach
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
/
9
Раздел 6. Итоговый контроль
6.1
Промежуточная
аттестация
1
Тестировани http://www.teach
е
er.syktsu.ru/05/in
dex_pri
http://fcior.edu.ru
/
6.2
Итоговое повторение
Итого по курсу
1
2
0
1
31.05.2023
Повторение изученного материала.
Создание
проекта
http://www.edu.n
su.ru/noos/econo
my/m_metodmat
er.html
http://socio.rin.ru
/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
всего
контрольные
работы
практичес
кие
работы
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
1
Вводный урок
1
0
0
7.09.2022
Устный опрос
2-3
Загадка человека
2
0
0
14.09.2022 -
Устный опрос;
проблемные задания
21.09.2022
4-5
Отрочество – особая
пора жизни
2
0
0
28.09.2022 5.10.2022
Устный опрос;
проблемные задания
6
Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Человек».
Практикум.
1
1
0
12.10.2022
Опрос. Письменные
задания
7
Семья и семейные
отношения
1
0
0
19.10.2022
Составление
родословного дерева
Семейное хозяйство
2
0
0
26.10.2022 –
9.11.2022
Опрос. Творческие
работы.
Свободное время
2
0
0
16.11.2022 –
23.11.2022
Опрос. Творческие
задания
12
Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Семья».
Практикум.
1
1
0
30.11.2022
Опрос. Письменные
задания
13
Образование в жизни
человека
1
0
0
7.12.2022
Составление
синквейна «Школа»
14-15
Образование и
самообразование
2
0
0
14.12.2022 –
21.12.2022
Опрос. Письменные
задания.
16-17
Одноклассники,
сверстники, друзья
2
0
0
11.01.2023 –
18.01.2023
Опрос. Творческие
задания
Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Школа».
Практикум
1
1
0
25.01.2023
Опрос. Письменные
задания
19-20
Труд – основа жизни
2
0
0
1.02.2023 –
8.02.2023
Составление кластера
«Труд».
21-22
Труд и творчество
2
0
0
15.02.2023 –
22.02.2023
Опрос. Письменные
задания
8-9
10-11
18
23
Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Труд».
Практикум
1
1
0
1.03.2023
Опрос. Письменные
задания
24-25
Наша Родина – Россия
2
0
0
15.03.2023 –
29.03.2023
Опрос. Разгадать
кроссворд
26-27
Государственные
символы России
2
0
0
5.04.2023 –
12.04.2023
Создание синквейна
28-29
Гражданин России
2
0
0
19.04.2023 –
26.04.2023
Опрос. Творческие
задания
30-31
Мы –
многонациональный
народ
2
0
0
3.05.2023 –
10.05.2023
Задания на
применение знаний
32
Обобщение и
систематизация знаний
по теме «Родина».
Практикум
1
1
0
17.05.2023
Опрос. Письменные
задания
33
Промежуточная
аттестация
1
1
0
24.05.2023
Тестирование
34
Итоги года
1
0
1
31.05.2023
Создание проекта.
34
6
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, печатные пособия, интерактивные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор