1
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
Вариант 8.3
для обучающегося на дому с умственной отсталостью и РАС , составлена на основе требований следующих нормативных
документов:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития , разработана в
соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы.
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Утверждена Приказом от 19 декабря 2014 года №1599.
2. Индивидуального учебного плана Соколова Романа на 2024-2025 учебный год.
Предметные результаты освоения учебного предмета« Природоведение »в 5 классе.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся получат возможность научится:
Минимальный уровень
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Интерес к объектам живой природы.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их
Достаточный уровень
Представления о временах года, характерных признаках времен
года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для
Представления о животном и растительном мире (растения,
животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и
животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в
лесу, у реки и др.).
выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья
. Представления о течении времени: смена событий дня, смена
частей суток, дней недели, месяцев в году и др
2
соотнесение с временем года.
учиться работать по предложенному учителем плану.
Содержание учебного предмета «Природоведение », 5 класс
Сезонные изменения в природе. Времена года (15ч.)
Сезонные изменения в природе.
Сутки. Осенние месяцы.
Времена года. Осень. Растения сада осенью.
Времена года. Осень. Растения леса.
Осень. Животные осенью.
Растения огорода. Овощи.
Времена года. Осень. Занятия людей осенью.
Времена года. Зима. Изменения в природе зимой.
Растения зимой.
Животные зимой.
Зима. Занятия людей зимой.
Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима».
Времена года. Сезонные изменения в природе весной.
Времена года. Весна. Растения весной.
Времена года. Весна. Животные весной.
Времена года. Весна. Занятия людей весной.
Времена года. Лето. Растения летом.
Времена года. Лето. Животные летом.
Живая природа. Насекомые.
Времена года. Лето. Занятия людей летом.
Представления о живой и неживой природе (16ч.)
Неживая природа. Почва. Песок.
Почва. Глина.
Почва. Камни.
Обобщающее занятие по теме «Неживая природа».
Живая природа. Растения. Цветы.
Растения. Цветы.
Растения. Деревья.
Растения. Кустарники.
Растения. Сбор гербария.
Сбор гербария.
Растения. Части растений. Листья, цветы.
3
Растения. Части растений. Закрепление.
Части растений. Корни, стебли.
Изменения в живой и неживой природе.
Растения. Деревья лиственные и хвойные.
Парки. Растения парка поздней осенью.
Растения. Плоды и семена.
Растения леса.
Растения сада. Виды садовых растений.
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Овощи в питании человека.
Животные. Домашние животные.
Друзья человека. Собака.
Друзья человека. Кошка.
Домашние животные.
Домашние животные. Коровы. Лошади.
Домашние животные. Свинья.
Домашние животные. Овца.
Друзья человека. Кошка.
Птицы. Многообразие птиц.Птицы – защитники растений.Водоплавающие птицы.
Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь.
Домашние птицы. Утки и гуси.
Домашние птицы. Куры.
Живая природа. Насекомые.
Представления о течении времени (3ч.)
Представления о течении времени: смена событий дня,
Смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
О технике безопасности в походе, на речке, в поездке и др.
Тематическое планирование
(5 кл-2часа в неделю, 68 часов)
1 час с учителем, 1час самостоятельно
№
Тема урока
Тематическое планирование
Кол-во
Прим.
4
П/П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Календарь природы. Погода. Температура воздуха
Вода в воздухе. Осадки. Ветер
Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы»
Смена дня и ночи. Суточные часы
Человек и его здоровье «Режим дня школьника»
Сутки в жизни растений и животных
Окно в природу «Синичка-лазоревка»
Человек и его здоровье «Утренняя зарядка»
Смена времён года
Смена времён года
Смена времён года
Осень. Окно в природу «Осенние приготовления»
Осень. Окно в природу «Осенние приготовления»
Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи»
Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи»
Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год»
Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год»
Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год»
Многолетние изменения в природе
Многолетние изменения в природе
Многолетние изменения в природе
Многообразие живых организмов
Многообразие живых организмов
Многообразие живых организмов
Изменения в жизни природы
Изменения в жизни природы
Российская Федерация. Города и сёла
Российская Федерация. Города и сёла
Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России
Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России
Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые
Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
5
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Природа России. Заповедники и национальные парки
Природа России. Заповедники и национальные парки
Окно в природу «Полуостров Кони»
Окно в природу «Полуостров Кони»
Лес. Растения леса. Грибы
Лес. Растения леса. Грибы
Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники»
Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники»
Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина»
Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина»
Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу»
Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу»
Луг. Луговые травы
Луг. Луговые травы
Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга»
Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга»
Обитатели почв. Окно в природу «Крот»
Обитатели почв. Окно в природу «Крот»
Болото. Растения болот
Болото. Растения болот
Птицы болот. Окно в природу «Комары»
Птицы болот. Окно в природу «Комары»
Вода на Земле. Животные морей и океанов
Вода на Земле. Животные морей и океанов
Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра»
Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра»
Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра»
Увлекательные путешествия в мир природы
Увлекательные путешествия в мир природы
Увлекательные путешествия в мир природы
Увлекательные путешествия в мир природы
Повторение
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
Сам-но
С учит.
6
66. Повторение
67. Повторение
68. Повторение
Итого:
1
1
1
68
Сам-но
С учит.
Сам-но
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
Учебник:
- 1.1.2.5.4.1.1 Лифанова Т.М, Соломина Е. Н. Природоведение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 5 класс. М.: Акционерное
общество«Просвещение», 2018г. Федеральный перечень учебников. Приказ от 20.05 2020 года №254.
- 2.1.4.1.1.4 Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека в 2-х частях. М.: «Просвещение» 2018 г.
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Интернет ресурсы.
3. Технические средства:
- компьютер, проектор, экран. информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные
программы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения, аудио и видеоматериалы.
4. Учебно-практическое оборудование:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,
- коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки с различной тематикой для развитияречи.
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в
ходе экскурсий);
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
- различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие
компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.
7