АООП НОО Вариант 8.3 Основы социальной жизни 5 класс

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
5 класс Вариант 8.3
для обучающегося на дому с умственной отсталостью и РАС , составлена на основе требований следующих нормативных документов:

1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития , разработана в соответствии с
требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы.
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Утверждена Приказом от 19 декабря 2014 года №1599.
2. Индивидуального учебного плана Соколова Романа на 2024-2025 учебный год.
Результаты освоения учебного предмета
I. Планируемые предметные результаты изучения курса.
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления о разных группах продуктов питания;
знание способов хранения и переработки продуктов
знание отдельных видов продуктов питания, питания;
относящихся к различным группам; понимание их значения
составление ежедневного меню из предложенных
для здорового образа жизни
человека;
продуктов питания;
приготовление
несложных
видов
блюд
под
самостоятельное приготовление несложных знакомых
руководством учителя;
блюд;
представления о санитарно-гигиенических требованиях
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
к процессу приготовления пищи;
назначения;
соблюдение требований техники безопасности при
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью
приготовлении пищи;
рта, волосами, кожей рук и т.д.;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых
соблюдение правила поведения в доме и общественных
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в
местах; представления о морально-этических нормах
повседневной жизни;
поведения;
знание правил личной гигиены и их выполнение под
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка
руководством взрослого;
дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).
знание названий торговых организаций, их видов и
назначения;

совершение покупок различных товаров под
руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных
местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских
учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
3. Содержание учебного предмета.
№
раздела
1

Название
раздела
Личная
гигиена

2

Одежда и
обувь

3

Питание

Содержание раздела

Количество часов

Личная гигиена: правила и приемы, значение.
Содержание в чистоте и порядке личных вещей.
Гигиена зрения: значение, правила ухода.
Влияние курения и алкоголя на детский организм.
Практические работы:
Уход за кожей рук.
Стирка носового платка.
Организация рабочего места (установка настольной лампы).
Одежда и обувь: их виды и назначение. Правила и приемы повседневного ухода за
одеждой и обувью.
Практическая работа:
Чистка обуви.

6

Значение питания в жизни человека.
Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление пищи не требующей
тепловой обработки.
Уход за посудой: правила и приемы.
Практические работы:
Чтение рецептов блюд.
Соблюдение ТБ при использовании режущих предметов.
Приготовление винегрета.
Мытье посуды.
Сервировка стола.

7

2

4

Семья

Семья, родственные отношения в семье. Взаимоотношение между членами семьи и
взаимопомощь.
Практическая работа:

2

Составление родового древа.
5

Культура
поведения

Значение осанки для здоровья человека. Формы исправления осанки.
Правила поведения за столом.

4

6

Жилище

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилье собственное и государственное.
Виды квартир. Виды отопления в городе и селе.
Почтовый адрес дома.
Практическая работа:
Заполнение почтового конверта.

4

7

Транспорт

Виды транспортных средств. Дорога в школу.
Поведение в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Практические работы:
Составление маршрута от дома до школы.
Изготовление знака «Пешеходный переход».

3

8

Торговля

Виды торговых предприятий. Их значение.
Продуктовые магазины и их отделы.
Специализированные продуктовые магазины. Товары: виды, порядок приобретения,
хранение и стоимость.
Практическая работа:
Пр. р. Приобретение товара.

6

Итого:
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
Название
Основные виды учебной деятельности
раздела
раздела

34

1

Личная гигиена

Ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете и их назначением. Слушание
рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами. Рассказ учащихся о самостоятельном
пользовании личными вещами. Слушание рассказа о правилах ухода за глазами. Участие в беседе по
темам уроков. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с
дидактическими материалами. Просмотр видеороликов на тему «Влияние курения и алкоголя на детский
организм».
Практическая работа «Уход за кожей рук».
Практическая работа «Стирка носового платка».
Практическая работа «Установка настольной лампы».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.

2

Одежда и обувь

Слушание рассказа учителя о видах одежды, обуви ее назначении, правилах ухода за одеждой. Участие в
беседе об уходе за личной одеждой, обуви правилах ее ношения. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом
(рассматривание картинок с изображением различных видов одежды; обуви, соотнесение видов одежды,
обуви и

времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой). Просмотр
презентации. Практическая работа «Чистка обуви». Участие в беседе о ходе выполнении практической
работы. Анализ выполнения практической работы.

3

Питание

4

Семья

5

Культура
поведения

Слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека. Работа с дидактическим
материалом (рассматривание картинок с изображением различных продуктов питания). Слушание
рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом оборудования и посуды,
правилах ухода за ней.
Выполнение записей в рабочей тетради.
Участие в беседе о месте приготовления пищи.
Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Инструктаж «Соблюдение ТБ при использовании режущих
предметов».
Практическая работа «Чтение рецептов блюд».
Практическая работа Приготовление винегрета.
Практическая работа Мытье посуды.
Практическая работа Сервировка стола.
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.
Слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени
родства членов семьи. Участие в беседе сложившихся семейных отношениях. Рассказ учащихся о членах
своей семьи
(называние ФИО, дня рождения месте работы). Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в
рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа «Составление родового
древа».

Слушание рассказа учителя о значении осанки для здоровья человека. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом.
Разучивание упражнений для формирования правильной осанки.

6

Жилище

Слушание рассказа учителя о видах и типах жилых и подсобных помещениях. Участие в беседе о
жилищных условиях учащихся. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом
(картинки с изображением зданий. Слушание рассказа учителя о правильном названии и написании
почтового адреса в соответствии с требованиями. Называние собственного домашнего адреса.
Ответы на вопросы учителя.
Практическая работа «Заполнение почтового конверта».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.

7

Транспорт

Слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении, правилах пользования;
исторические сведения о возникновении и использовании транспорта, знаках дорожного движения.
Участие в беседе об опыте пользования городским
общественным транспортом, правилах поведения в транспорте. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради.
Работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов
общественного транспорта). Просмотр презентаций.
Практическая работа «Составление маршрута от дома до школы».
Практическая работа «Изготовление знака «Пешеходный переход».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.

8

Торговля

Слушание рассказа учителя о видах торговых предприятий, продуктовых магазинах. Участие в беседе о
порядке приобретения товара. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в рабочей тетради.
Работа с дидактическим материалом. Разыгрывание сюжетных ситуаций.

(5 кл-1 час в неделю, 34часа)

№
П/П

Тема урока

Тематическое планирование
Кол-во
часов

Личная гигиена: правила и приемы, значение.

1

Личная гигиена: правила и приемы, значение.

1

Гигиена зрения: значение, правила ухода.

1

Влияние курения и алкоголя на детский организм.

1

Уход за кожей рук.

1

Стирка носового платка.

1

Одежда и обувь: их виды и назначение. Правила и приемы
повседневного ухода за одеждой и обувью.

1

Чистка обуви.

1

Значение питания в жизни человека.

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

Прим.

Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление
пищи не требующей тепловой обработки.

1

Уход за посудой: правила и приемы.

1

Соблюдение ТБ при использовании режущих предметов.

1

Приготовление винегрета.

1

Мытье посуды.

1

Сервировка стола.

1

Семья, родственные отношения в семье. Взаимоотношение
между членами семьи и взаимопомощь.

1

Составление родового древа.

1

Значение осанки для здоровья человека.

1

Значение осанки для здоровья человека.

1

Формы исправления осанки.

1

Правила поведения за столом.

1

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилье собственное и
государственное.

1

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

Виды квартир. Виды отопления в городе и селе.

1

Почтовый адрес дома.

1

Заполнение почтового конверта.

1

Виды транспортных средств. Дорога в школу.
Поведение в транспорте и на улице.

1

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения

1

Составление маршрута от дома до школы.
Изготовление знака «Пешеходный переход».

1

Виды торговых предприятий. Их значение.

1

Продуктовые магазины и их отделы.

1

Специализированные продуктовые магазины.

1

Товары: виды, порядок приобретения, хранение и стоимость.

1

Пр. р. Приобретение товара.

1

Пр. р. Приобретение товара.

1

23.

24.
25.

26.
27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
Итого: 34 часа

Используемая литература:
1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Владос, Москва, 2010г.
2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко
«Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Просвещение, 2012г.
3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова
«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
Владос, Москва, 2013г.
4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова
«Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания».
5.Социально-бытовая ориентировка. 5 класса: учеб. пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений . VIII вида / авт.-сост. В.Субчева. – М.:
Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Техническая база:
1.Технические средства обучения (компьютер, принтер, сканер, телевизор, DVD, музыкальный центр)
2. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).
3. Раздаточный материал для практических и контрольных работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».