Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
5 класс Вариант 8.3
для обучающегося на дому с умственной отсталостью и РАС , составлена на основе требований следующих нормативных документов:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития , разработана в соответствии с
требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы.
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Утверждена Приказом от 19 декабря 2014 года №1599.
2. Индивидуального учебного плана Соколова Романа на 2024-2025 учебный год.
Результаты освоения учебного предмета
I. Планируемые предметные результаты изучения курса.
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представления о разных группах продуктов питания;
знание способов хранения и переработки продуктов
знание отдельных видов продуктов питания, питания;
относящихся к различным группам; понимание их значения
составление ежедневного меню из предложенных
для здорового образа жизни
человека;
продуктов питания;
приготовление
несложных
видов
блюд
под
самостоятельное приготовление несложных знакомых
руководством учителя;
блюд;
представления о санитарно-гигиенических требованиях
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
к процессу приготовления пищи;
назначения;
соблюдение требований техники безопасности при
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью
приготовлении пищи;
рта, волосами, кожей рук и т.д.;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых
соблюдение правила поведения в доме и общественных
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в
местах; представления о морально-этических нормах
повседневной жизни;
поведения;
знание правил личной гигиены и их выполнение под
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка
руководством взрослого;
дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).
знание названий торговых организаций, их видов и
назначения;
совершение покупок различных товаров под
руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных
местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских
учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
3. Содержание учебного предмета.
№
раздела
1
Название
раздела
Личная
гигиена
2
Одежда и
обувь
3
Питание
Содержание раздела
Количество часов
Личная гигиена: правила и приемы, значение.
Содержание в чистоте и порядке личных вещей.
Гигиена зрения: значение, правила ухода.
Влияние курения и алкоголя на детский организм.
Практические работы:
Уход за кожей рук.
Стирка носового платка.
Организация рабочего места (установка настольной лампы).
Одежда и обувь: их виды и назначение. Правила и приемы повседневного ухода за
одеждой и обувью.
Практическая работа:
Чистка обуви.
6
Значение питания в жизни человека.
Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление пищи не требующей
тепловой обработки.
Уход за посудой: правила и приемы.
Практические работы:
Чтение рецептов блюд.
Соблюдение ТБ при использовании режущих предметов.
Приготовление винегрета.
Мытье посуды.
Сервировка стола.
7
2
4
Семья
Семья, родственные отношения в семье. Взаимоотношение между членами семьи и
взаимопомощь.
Практическая работа:
2
Составление родового древа.
5
Культура
поведения
Значение осанки для здоровья человека. Формы исправления осанки.
Правила поведения за столом.
4
6
Жилище
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилье собственное и государственное.
Виды квартир. Виды отопления в городе и селе.
Почтовый адрес дома.
Практическая работа:
Заполнение почтового конверта.
4
7
Транспорт
Виды транспортных средств. Дорога в школу.
Поведение в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Практические работы:
Составление маршрута от дома до школы.
Изготовление знака «Пешеходный переход».
3
8
Торговля
Виды торговых предприятий. Их значение.
Продуктовые магазины и их отделы.
Специализированные продуктовые магазины. Товары: виды, порядок приобретения,
хранение и стоимость.
Практическая работа:
Пр. р. Приобретение товара.
6
Итого:
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
Название
Основные виды учебной деятельности
раздела
раздела
34
1
Личная гигиена
Ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете и их назначением. Слушание
рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами. Рассказ учащихся о самостоятельном
пользовании личными вещами. Слушание рассказа о правилах ухода за глазами. Участие в беседе по
темам уроков. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с
дидактическими материалами. Просмотр видеороликов на тему «Влияние курения и алкоголя на детский
организм».
Практическая работа «Уход за кожей рук».
Практическая работа «Стирка носового платка».
Практическая работа «Установка настольной лампы».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.
2
Одежда и обувь
Слушание рассказа учителя о видах одежды, обуви ее назначении, правилах ухода за одеждой. Участие в
беседе об уходе за личной одеждой, обуви правилах ее ношения. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом
(рассматривание картинок с изображением различных видов одежды; обуви, соотнесение видов одежды,
обуви и
времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой). Просмотр
презентации. Практическая работа «Чистка обуви». Участие в беседе о ходе выполнении практической
работы. Анализ выполнения практической работы.
3
Питание
4
Семья
5
Культура
поведения
Слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека. Работа с дидактическим
материалом (рассматривание картинок с изображением различных продуктов питания). Слушание
рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом оборудования и посуды,
правилах ухода за ней.
Выполнение записей в рабочей тетради.
Участие в беседе о месте приготовления пищи.
Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Инструктаж «Соблюдение ТБ при использовании режущих
предметов».
Практическая работа «Чтение рецептов блюд».
Практическая работа Приготовление винегрета.
Практическая работа Мытье посуды.
Практическая работа Сервировка стола.
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.
Слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени
родства членов семьи. Участие в беседе сложившихся семейных отношениях. Рассказ учащихся о членах
своей семьи
(называние ФИО, дня рождения месте работы). Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в
рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа «Составление родового
древа».
Слушание рассказа учителя о значении осанки для здоровья человека. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом.
Разучивание упражнений для формирования правильной осанки.
6
Жилище
Слушание рассказа учителя о видах и типах жилых и подсобных помещениях. Участие в беседе о
жилищных условиях учащихся. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом
(картинки с изображением зданий. Слушание рассказа учителя о правильном названии и написании
почтового адреса в соответствии с требованиями. Называние собственного домашнего адреса.
Ответы на вопросы учителя.
Практическая работа «Заполнение почтового конверта».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.
7
Транспорт
Слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении, правилах пользования;
исторические сведения о возникновении и использовании транспорта, знаках дорожного движения.
Участие в беседе об опыте пользования городским
общественным транспортом, правилах поведения в транспорте. Ответы на вопросы учителя.
Выполнение записей в рабочей тетради.
Работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов
общественного транспорта). Просмотр презентаций.
Практическая работа «Составление маршрута от дома до школы».
Практическая работа «Изготовление знака «Пешеходный переход».
Участие в беседе о ходе выполнении практических работ.
Анализ выполнения практических работ.
8
Торговля
Слушание рассказа учителя о видах торговых предприятий, продуктовых магазинах. Участие в беседе о
порядке приобретения товара. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в рабочей тетради.
Работа с дидактическим материалом. Разыгрывание сюжетных ситуаций.
(5 кл-1 час в неделю, 34часа)
№
П/П
Тема урока
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Личная гигиена: правила и приемы, значение.
1
Личная гигиена: правила и приемы, значение.
1
Гигиена зрения: значение, правила ухода.
1
Влияние курения и алкоголя на детский организм.
1
Уход за кожей рук.
1
Стирка носового платка.
1
Одежда и обувь: их виды и назначение. Правила и приемы
повседневного ухода за одеждой и обувью.
1
Чистка обуви.
1
Значение питания в жизни человека.
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Прим.
Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление
пищи не требующей тепловой обработки.
1
Уход за посудой: правила и приемы.
1
Соблюдение ТБ при использовании режущих предметов.
1
Приготовление винегрета.
1
Мытье посуды.
1
Сервировка стола.
1
Семья, родственные отношения в семье. Взаимоотношение
между членами семьи и взаимопомощь.
1
Составление родового древа.
1
Значение осанки для здоровья человека.
1
Значение осанки для здоровья человека.
1
Формы исправления осанки.
1
Правила поведения за столом.
1
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилье собственное и
государственное.
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Виды квартир. Виды отопления в городе и селе.
1
Почтовый адрес дома.
1
Заполнение почтового конверта.
1
Виды транспортных средств. Дорога в школу.
Поведение в транспорте и на улице.
1
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения
1
Составление маршрута от дома до школы.
Изготовление знака «Пешеходный переход».
1
Виды торговых предприятий. Их значение.
1
Продуктовые магазины и их отделы.
1
Специализированные продуктовые магазины.
1
Товары: виды, порядок приобретения, хранение и стоимость.
1
Пр. р. Приобретение товара.
1
Пр. р. Приобретение товара.
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого: 34 часа
Используемая литература:
1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Владос, Москва, 2010г.
2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко
«Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Просвещение, 2012г.
3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова
«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
Владос, Москва, 2013г.
4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова
«Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания».
5.Социально-бытовая ориентировка. 5 класса: учеб. пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений . VIII вида / авт.-сост. В.Субчева. – М.:
Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Техническая база:
1.Технические средства обучения (компьютер, принтер, сканер, телевизор, DVD, музыкальный центр)
2. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).
3. Раздаточный материал для практических и контрольных работ.