МБОУ Подгородненская ООШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативной базой для разработки рабочей программы по дополнительному
образованию «Я познаю мир» для 1-4 классов являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. №678-р;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
Программа «Я познаю мир» естественно - научной направленности, модифицированная,
составленная на основе авторской программы: «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А.
Плешакова, разработчик программы учитель начальных классов Лобинская Г.О., 2023г.
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися
необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство
учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным
дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и
формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии
развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов
окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и
объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к
отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным
потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых
знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного
материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает
возможность разнопланового их применения. Логическая связь между
теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с
предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений,
обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает
возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов)
А.А.Плешакова, допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей
подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся
разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов,
уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное
окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений
наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов.
Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего
природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде
схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные
конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися
результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование
туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование
активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Образовательные:
‒ сформировать знания в области техники безопасности в лаборатории;
‒ способствовать формированию умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем;
‒ способствовать формированию системы научных знаний о живой природе и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явления, закономерностях;
‒ способствовать получению опыта использования методов биологической науки для
проведения экспериментов;
Развивающие:
‒ способствовать развитию у обучающихся навыков применения полученных знаний в
последующей образовательной, научной и практической деятельности;
‒ способствовать развитию навыка работы в команде;
‒ развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебно-познавательных задач;
‒ развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и другими обучающимися.
Воспитательные:
‒ способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам
живой природы;
‒ воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, силу воли,
настойчивость, упорство;
‒ воспитывать ответственность за результаты учебного труда, учить понимать его
значимость.
- Учить детей гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней
есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.
- Воспитывать желание трудиться.
- Воспитывать желание делать добро.
- Воспитывать интерес к своему краю.
- Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения , 1 класс – 33 часа в год,
2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость
группы – до15 человек.
Новизна программы «Я познаю мир» по сравнению с аналогичными программами
состоит в том, что в ней познание основ экологического знания непосредственно связана с
экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая
составляющая программы, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям
исследования, поставке экспериментов и решению исследовательских задач. В процессе
освоения программы развивается не только любознательность, как основа познавательной
деятельности, расширяется круг личностно-значимых проблем, решение которых
обеспечит эффективное развитие детей в зоне ближайшего развития.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует оздоровлению
детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети
находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый
эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной
позиции ребят, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание,
самореализация, творческое саморазвитие. Содержание программы обеспечивает
формирование элементарных навыков исследовательской, опытно- экспериментальной
деятельности, что является, безусловно, актуальным в связи с подготовкой к освоению
программы основного общего образования. Таким образом, программа «Я познаю мир»
обеспечивает преемственность начального школьного и среднего школьного образования.
Педагогическая целесообразность программы «Я познаю мир» состоит в том,
что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение
мотивации младших школьников не только к познанию окружающего мира, но и к
активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде
экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих
вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития,
формирования у младших школьников активной жизненной позиции, воспитания любви к
природе, организует содержательный досуг. Благодаря включению детей в освоение
данной программы, ребята получают экологические знания, у них развивается
наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе,
умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие
личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность,
любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
Адресат программы
Дополнительная образовательная программа «Я познаю мир» адресована младшим
школьникам (7-10 лет). Программа ориентирована на выявление способностей каждого
ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство.
Набор учащихся в группы проходит с учетом интереса и желания детей,
независимо от их творческих возможностей. Группы формируются в соответствии с
возрастными особенностями учащихся. В состав группы зачисляются все желающие.
Уровень программы – базовый.
Объем и сроки реализации. Учебная программа рассчитана на четыре года обучения.
1год обучения – 33ч. в год;
2 – 4 год обучения – 34ч. в год; сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии,
мероприятия и выставки.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу.
1 академический час – 45 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Группы формируются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Возраст учащихся в группах – 7-10 лет. Количество детей в группах – не более 15 человек,
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом. Занятия –
групповые. Состав группы – постоянный. Каждое занятие по темам программы, как
правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная
часть материала отводится практическим занятиям.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в
содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на организацию
образовательной среды дополнительного образования и управление различными видами
деятельности обучающихся для решения задач гармоничного развития личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды,
общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет
свои ориентиры и содержание воспитания детей что увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие
личностные качества для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности,
востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего внешние и внутренние
условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность участия в
деятельности творческих и общественных объединений различной направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни,
здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4.Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также
постоянно следить за эффективностью ее реализации.
Здоровьесберегающее направление:
(физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность
жизнедеятельности)
Общеинтеллектуальное направление:
(популяризация научных знаний, проектная
деятельность)
Социальное направление: (воспитание
трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию)
Формирование и развитие знаний, установок,
личностных ориентиров и норм здорового и
безопасного образа жизни с целью сохранения, и
укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся как одной
из ценностных составляющих личности
обучающегося. Формирование у учащихся
сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности
окружающих, усвоение ими знаний и умений
распознавать и оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь
Активная практическая и мыслительная
деятельность. Формирование потребности к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному напряжению
умственных и физических сил учащихся.
Формирование интереса к исследовательской и
проектной деятельности, научной работе.
Реализация познавательных интересов ребенка и
его потребности в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии
Формирование готовности обучающихся к
выбору направления своей профессиональной
деятельности в соответствии с личными
интересами, индивидуальными особенностями и
способностями. Воспитание личности с
активной жизненной позицией, готовой к
принятию ответственности за свои решения и
полученный результат, стремящейся к
самосовершенствованию, саморазвитию и
самовыражению.
Экологическое направление
Воспитание у обучающихся любви к родному
краю как к своей малой Родине. Расширение
знаний по экологии, географии, истории.
Расширение знаний об окружающем мире.
Воспитание патриотизма посредством занятий
по краеведению
Календарно-учебный график 3 класс 2024-25гг
четверть Кол-во недель/дней
1.
8 недель 40дней
2
Каникулы
8 недель 40 дней
3
каникулы
10недель50дней
4
каникулы
8 недель 40 дней
месяц
сентябрь
октябрь
С 27.10 по 4.11
ноябрь
декабрь
С 29.12 по 8.01
январь
февраль
март
С 22.03 по 30.03
апрель
май
Итого:
Дата занятий
3.09,10.09,17.09,24.09
1.10,8.10,15.10,22.10
5.11,12.11,19.11,26.11
3.12,10.12,17.12,24.12
14.01,21.01,28.01
4.02,11.02,18.02,25.02
4.03,11.03,18.03
1.04,8.04,15.04,22.04,29.04
6.05,13.05,20.05
34 часа
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Текущий контроль:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций
с образцом.
Итоговый контроль:
тестирование;
творческая работа;
проектная работа
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке,
художественной литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
6. Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта
«Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина –
Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
4 класс
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы
Проект «Моё человечество»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Название темы
всего
Количест
во часов
ауд вне
ауд.
1
1
-
2-3
2
1
1
4
Режим дня школьника.
1
1
5
Ты – ученик.
1
1
2ч
6
Как мы узнаём, что
перед нами
Что за словом?
1
1
-
7
Путешествие в Угадайку. КТД
1
-
1
8
Времена года
Осенние посиделки.
4ч
1
1
9
Зимушка-зима.
1
1
10
Пробуждение Земли. Праздник
встречи Весны.
Весёлое лето.
1
1
1
1
12
Как ты узнаёшь мир
Глаза – главные помощники
человека.
3ч
1
1
13
Память и ум – помощники
человека.
1
1
14
Жить – с книгою дружить. КТД
1
11
Твоя семья и друзья
15
16
Наша дружная семья. Мои
обязанности в семье.
Что окружает нас дома? Что вокруг
деят-ти
Познакомиться с учителем и
одноклассниками
Как мы понимаем
друг друга
Вводное занятие. Как мы будем
учиться.
Школьные правила вежливости.
1
Характеристика
5ч
-
Познакомиться и обсудить
правила поведения в школе.
Называть окружающие
предметы и их признаки
Различать предметы и
выделять их признаки
Различать времена года по
признакам, устанавливать
связи особенностей
жизнедеятельности растений
и животных и времени года
Проводить групповые и
самостоятельные
наблюдения на экскурсии
«Времена года»
Сопоставлять признаки
предметов и органов чувств,
с помощью которых они
узнаются
.
1
3ч
1
-
Подготовить рассказ о семье,
домашнем хозяйстве,
1 профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила
17
нас может быть опасным?
Без друга в жизни туго. Мои друзья
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
-
1
7ч
1
Что нас окружает
18
1
Моя станица.
Достопримечательности станицы.
Мы – пешеходы.
1
Экскурсия по станице.
1
Выполнять правила уличного
движения в ходе учебных игр.
-
1
1
-
Познакомиться с соблюдением
безопасности в дороге домой во
время экскурсии .
1
-
-
1
-
1
1
-
1
Что такое профессия? Какие
бывают профессии?
Из чего что сделано?
1
1
Водица-царица.(Три состояния
воды)
Транспорт. Мы – пассажиры.
Сравнивать и различать
твёрдые тела, жидкости и газы
на примере воды и её состояний
1
1
Мой путь от дома до школы. КТД
1
Живые обитатели
планеты
Живое и неживое.
8ч
Какие бывают растения? Какие
бывают животные?
Путешествие по зоопарку.
1
1
Сравнивать и различать
объекты живой или неживой
природы.
1
1
Обсуждать в группах и
объяснять правила поведения в
различных ситуациях (в парке,
возле водоёма и т.д.)
-
1
1
28
29
30
Домашние любимцы и комнатные
растения.
Собака – верный друг человека
-
1
-
1
-
1
Правила поведения в природе.
1
32
Земля – наш общий дом.
Творческая работа
Итоговое занятие
Итоговое занятие Игра «Поле
чудес»
1
НАША ПЛАНЕТА
1. Мир живой и неживой природы.
1
1
Строение тела человека.
2-й класс
№ Название темы
п/
п
Оценивать конкретные
примеры поведения в природе.
1
31
33
обращения с газом,
электричеством, водой .
1
1
-
-
1
Проводить диспут и анализ
жизненных ситуаций и
выбирать допустимые формы
поведения, которые не вредят
природе.
1ч
1
Всего
22 ч
1
Кол-во
часов
ауд вне
ауд
1
Характеристика
деятельности учащихся
2.
Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
1
1
3.
Как без часов определить время
суток?
1
1
4.
Форма Земли.
1
1
5. О чём рассказывает Глобус.
1
1
6. Викторина «Занимательная
география»
7. Звёзды, созвездия, планеты.
1
1
1
1
8.
Земное притяжение.
1
9.
Почему день сменяется ночью?
1
1
10. Почему бывает лето?
1
1
11. Где живут белые медведи и слоны?
1
1
12. Прозрачный невидимка (воздух)
1
13. Создание проекта «Солнечная
система»
1
14. Путешествие по карте России.
1
1
15. Адрес на глобусе и карте.
16.
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
17. Путешествие по материкам и
океанам.
18. Куда текут реки?
1
1
1
1
1
1
1
1
19. Как рождаются горы?
1
1
20. Моря и острова.
1
1
21. Обитатели морей.
1
1
1
Ориентироваться на местности
(в группе) с помощью компаса
и карты, по местным признакам
во время экскурсий.
Извлекать необходимую
информацию о планетах
Солнечной системы.
1
Характеризовать влияние
притяжения Земли на земные
явления .
Сравнивать и различать день и
ночь.
Объяснять движение Земли
относительно Солнца и его
связь со сменой дня и ночи,
времён года
1
Наблюдать погоду и описывать
её состояния
Измерять температуру воздуха,
воды с помощью термометра
Сравнивать погоду и климат
Моделировать формы
поверхности из песка, глины
или пластилина .
Сравнивать и различать разные
формы земной поверхности и
водоёмы на примере своей
местности.
Находить на физической карте
России и полушарий разные
водоёмы, формы земной
поверхности, равнины и горы,
определять их названия.
22. Проект «Моя страна»
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
1
1
12 ч
1
Характеризовать экосистемы
1
23. Великий круговорот жизни.
24. Путешествие по природным зонам.
1
25. Красная книга.
1
Жизнь леса.
26.
Описывать климат,
особенности растительного и
животного мира, труда и быта
людей разных природных зон
1
1
1
1
27. Хрупкая природа степей и пустынь.
1
28. Где растут тропические леса.
1
1
1
1
1
1
.31 Страны Африки и Америки.
1
1
32. Австралия. Антарктида.
1
1
1
1
1
1
Объяснять влияния человека на
природу изучаемых природных
зон
1
Находить на карте изученные
природные зоны
Обсуждать особенности 2-3
стран мира
Находить и показывать
изученные страны мира на
глобусе и политической карте
29. Жизнь в горах.
30. Путешествуем по Европе.
.
Моя Родина – Россия.
33.
34. Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
ИТОГО:
Показывать территорию
России, ее государственную
границу
Находить на карте России
родной регион.
34
3-й класс
1.
2.
Тема
Всего
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
Почему пластилин мягкий, а
стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при
3ч
1
1
Кол-во
часов
ауд.
вне
ауд.
Характеристика
деятельности учащихся:
1
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и
характеризовать твёрдые
1
3.
превращении энергии.
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
тела, жидкости и газы
1
1
4ч
1
1
4.
5.
Живая оболочка планеты.
О тех, кто всех кормит, всех
поедает, всё убирает.
1
1
6.
Солнце - как источник энергии.
Творческая работа
1
1
7.
КВН «Планета загадок»
1
8.
9.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
Цепи питания
1
Различные экосистемы и их
1
обитатели. Экскурсия.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
.
19
1
1
1
Лесные заморочки. Игра
«Детектив»
Игра – турнир по экологии
«Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
1
1
1
1
О братьях наших меньших.
1
1
Рыбы и их многообразие.
1
1
Час эрудитов «Птичьи имена».
1
1
Проект «Сохраним красоту
природы»
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
Человек и его корни.
Родословное древо семьи
1
5ч
1
1
1
1
1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
Выяснить роль растений в
природе и жизни людей
Характеризовать условия,
необходимые для жизни
животных .
Характеризовать роль
животных в природе и жизни
людей .
1
3ч
1
1
Характеризовать экосистемы
и природные сообщества
Характеризовать влияние
человека на экосистемы и
природные сообщества.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
Характеризовать место
обитания живых организмов
Характеризовать круговорот
веществ как пример единства
живого и неживого
Характеризовать роль
Солнца как главного
источника энергии для
жизни живых организмов
1
Составлять вместе со
старшими родственниками
родословное древо своей
семьи, собирая и представляя
информацию об именах,
фамилиях и родственных
связях, а также о судьбе
представителей разных
поколений.
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР
13 ч
1
1
20
21
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
1
1
22
23
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
1
1
1
24
Московский Кремль.
1
1
25
Смутное время в России.
1
1
26
Преобразования Петра I
1
1
27
1
1
28
Екатерина Великая
Тестирование
Михаил Васильевич Ломоносов
1
1
29
Отечественная война 1812 года.
1
1
30
Император Александр II
1
1
31
Времена Советской власти и
СССР.
Выставка рисунков «Мой
предок – защитник Родины в
годы Великой Отечественной
войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Российская Федерация
1
1
1
1
2ч
1
1
Проект «Сохраним иоторию
родного края»
1
1
32
33
.
34
ИТОГО:
1
Изготавливать бумажные,
пластилиновые, цифровые и
прочие модели
самостоятельно выбранных
исторических явлений,
событий, памятников
культуры.
Собирать и оформлять
информацию (текст, набор
иллюстраций) о культурных
и природных богатствах
родного края в ходе
экскурсий в краеведческий
(художественный) музей, к
местам исторических
событий и памятникам
истории и культуры.
Принять посильное участие в
их охране.
. Изготовить (по
возможности) элемент,
модель национального
костюма, кушаний,
народного обряда и т.д.
34 ч
4-й класс
Тема
1.
КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Основные системы органов
тела человека и их роль в
жизни организма.
Все
го
7ч
1
Кол-во
часов
ауд
вне
вуд.
1
Характеристика
деятельности учащихся
1
3
Кожа и ее роль. Узоры на
ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
4
Наше питание
1
1
1
1
5.
6.
7.
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и
охрана здоровья»
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
1
1
1
1
2.
1
1
12
13
14
9.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Невидимая сила
1
1
1
1
1
16
Человек проникает в тайны
природы
Экологический проект «Земля
– планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР
Как стать личностью?
3ч
1
1
17
Эмоции и чувства
1
18
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
ЛЮДЕЙ
1
3ч
1
1
1
19
Почему возникают
конфликты?
Совесть.
1
1
10.
11
15
20
21
Путешествие по правам
человека.
Участие в диспуте,
посвященном выбору
оптимальных форм
поведения на основе
изученных правил
сохранения и укрепления
здоровья
8ч
Растения и животные на
службе у человека.
Изобретение рычага и колеса
и их применение
Свойства воды и воздуха и их
использование человеком.
Как человек использует
горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
8.
1
1
Доказать зависимость
удовлетворения
потребностей людей от
природы..
1
1
1
Выполнять в группе задания
по осмыслению или оценке
качеств внутреннего мира
человека
Выявить опасные
ситуации, в которых может
быть нанесён вред жизни и
здоровью человека, личному
и общественному
имуществу, предлагать пути
безопасного выхода из таких
ситуаций
25
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Добро и зло в Первобытном
мире
Мир средневековых
цивилизаций
Технические достижения
эпохи Нового времени
21 век
26
27
ЧЕЛОВЕК И
МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
« В некотором царстве, в
тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
28
Пути духовных исканий.
1
29
Выставка работ «Дети разных
народов»
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Что такое деньги.
1
1
5ч
1
1
1
1
32
Почему разные страны
помогают друг другу?
Сказки разных народов
33
Глобальные проблемы
1
1
34
Проект «Моё человечество»
1
1
22
23
24
30
31
ИТОГО:
4ч
1
1
1
1
1
1
Оценивать легко
определяемые, однозначные
исторические события и
поступки исторических
деятелей как вызывающие
чувство гордости,
восхищения или презрения,
стыда.
4ч
1
1
1
1
1
1
1
34
Планируемые результаты
Находить и показывать
изученные страны мира на
глобусе и политической
карте.
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить
как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп.
источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить
как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с
учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить
как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1 - 2 класс
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и
настоящему родной страны.
3- 4 класс
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями,
земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно
человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести,
правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать,
что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,
уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи
руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок,
составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность
товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им
работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по
проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает
навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать
отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире
являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины,
изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов:
от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе
следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в
природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных,
географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой
деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса
особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным
многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без
которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи
целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической
целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей:
между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и
человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в
жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на
эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и
общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет
также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается
постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
Библиотечный фонд. (для учителя)
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебнометодическое пособие.
Л.Экономов. Мир наших чувств
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
Библиотечный фонд. (для учеников)
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие
травы
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных
классов
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
Количест
во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тайны живой природы. Рик Моррис
Наглядные пособия
натуральные живые пособия :растения, животные.
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
гербарии; коллекции насекомых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы
предметы, представляющие быт традиционной и современной
семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое
другое из жизни общества
Технические средства обучения.
компьютер,
медиапроектор
экран
Экранно-звуковые пособия
Диск. «Звуки живой природы»
Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Фильм «Бережем природу»
Презентация «Человек как часть природы»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Мой город в разное время года»
Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга»
1
2
3
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1