СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………..3
1.1. Актуальность программы……………………………………... 3
1.2.Цель и задачи образовательной программы………………….4
1.3.Формы, методы и принципы реализации программы……….. 4
1.4. Организация учебно-воспитательного процесса……………. 5
1.5. Формы организации воспитательного процесса………………5
1.6. Планируемые результаты освоения программы …………
6-7
1.7. Работа с родителями………………………………………
8
1.8 Воспитание
2.Содержание программы ………………………………………….10-12
3. Режим занятий
……………………… 12
4. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы……………………………….
14-16
5. Перспективы развития программы………………………………. 16
6. Материально-техническое обеспечение программы…………… 15
7. Методическое обеспечение программы…………………………… 16
8.Список учебно-методической литературы………………………… 17
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественноэстетического направления составлена на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273;Авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 5
– 9 класс М. Просвещение 2014. (УМК «Школа России»), созданной на
основе Федерального компонента ФГОС;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию»
Данная программа построена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта по
изобразительному искусству и в соответствии с учебным планом школы, а
также календарным учебным графиком школы на 2024 – 2025 учебный год
Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом
возрастные особенностей учащихся. Занятия посвящены правильной
постановки руки и овладению основными технологическими приемами
выполнения элементов декоративной росписи по дереву.
Роспись по дереву не требует запоминания больших теоретических
сведений, в большей мере оно требует лишь усидчивости, усердия и
трудолюбия, способствует развитию мелкой моторики рук, возможность
декоративного оформления изделий, т.е. дизайнерские решения через
цветовое восприятие и цветовое решения изделия, развитие фантазии и
воображения, прививает художественную и эстетическую культуру в
целом.
Программа ориентирована на работу с учащимися 5-7классов. Возраст
детей 11-13 лет.
Программа рассчитана на два года обучения по 1 часу в неделю в
каждом классе, объемом 68 часов.
Актуальность, целесообразность и особенности программы
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе
современного педагога с детьми. Роспись по дереву рассматривается как
один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью,
несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного
творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести
свободное время.
Новизна программы заключается в том, что для достижения
наилучших результатов на занятиях используются не только традиционные
художественные средства, но и другие различные материалы и техники
исполнения. А так же проводится коллективная работа по выполнению
3
творческих заданий, что способствует развитию личностных
коммуникативных качеств ребенка. Дети погружаются в мир творчества,
перевоплощают свои эмоции в рисунок. Данная программа создает
условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в
себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться
успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские
качества.
Цель:
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного
вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по
дереву.
Задачи:
-Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного
искусства
-Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных
мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского
народа.
-Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
-Формировать навыки кистевого письма.
-Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной
деятельности.
-Развивать творческие способности обучающихся через создание
самостоятельных художественных изделий.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие –
ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
Методы обучения
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
Репродуктивный метод – воспроизводящий.
Иллюстративный метод - использование наглядного материала (альбомы об
искусстве, папки с образцами, иллюстрации и т.д.).
Метод опорына личный, эмоциональный бытовой опыт ребенка.
Метод свободы в выборе материала в изобразительной деятельности.
Метод диалогичности, коллективного обсуждения детских работ.
Метод коллективных работ: ребенок – ребенок, педагог – ребенок.
В работе используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. В сотворчестве с педагогом, ребенок превышает уже достигнутые
им уровни развития своих способностей. Вся изобразительная деятельность
ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда
ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум,
фантазию, волю, память, при этом учитываются индивидуальные особенности
4
развития каждого ребенка. Постоянный поиск новых форм и методов
организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с
детьми более разнообразной.
Задача педагога – создать эмоциональный фон оформления, атмосферу
общения, чтобы дети получили радость, стремление творить и создавать
красивое.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Художественная роспись» является программой художественноэстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения
знаний и практических навыков. По функциональному предназначению
она является учебно-познавательной, по времени реализации на 1 год
Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет, увлекающихся
изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Важность этого курса подчеркивается тем, он осуществляется в
рамках программы формирования художественно-творческой
деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым
стандартом.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часа. Кружок могут посещать как
мальчики, так и девочки.
Продолжительность занятий строится из расчёта – 64 часов в год.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий
является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы,
во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух
частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог
планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, педагогов.
Формы организаций занятий:
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание
музыки, чтение литературных произведений.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- формирование
понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
5
наследие мира;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурам
Разных народов;
-развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
- воспитание интереса детей к самостоятельнойтворческой
деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально
мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении;
-развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой(с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
-развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
-освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
-воспитание нравственных и эстетических чувств; любви кродной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты:
-формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета визобразительном
искусстве,сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей;
6
-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
-использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к
художественному произведению;
-нравственные, эстетические,
этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты
воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
Учебно-методические средства обучения.
Для достижения поставленных целей, для решения задач используются
различные технологии, формы и методы работы:
-современные инновационные технологии (презентации)
-проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, компьютерные
технологии
-экскурсии, выставки рисунков
-викторины
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
контроль и самоконтроль;
объяснительно-иллюстративные
рассказ;
беседа;
наблюдение за жизненными явлениями;
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний,
тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих
таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных
мастеров или педагога.
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую
учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую
деятельность, коллективное творчество, совместное проживание народных
праздников и обрядов.
7
Работа с родителями.
Данная программа предусматривает взаимодействие с родителями
учащихся с целью привлечения к совместной познавательной и творческой
деятельности, участия в организации воспитательной работы в
объединении. Также предусмотрена консультационная деятельность в паре
«педагог-родитель».
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на
организацию образовательной среды дополнительного образования и
управление различными видами деятельности обучающихся для решения
задач гармоничного развития личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная
сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что
увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать
творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие
личностные качества для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и
самореализации личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего
внешние и внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность
участия в деятельности творческих и общественных объединений
различной направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4.Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы
воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.
Направление воспитательной
работы
Общекультурное (гражданскопатриотическое воспитание)
Духовно- нравственное
Задачи работы по данному
направлению
Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность. Воспитание любви и
уважения к традициям Отечества
Приобщение к базовым
8
(нравственно- эстетическое
воспитание)
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность).
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и
к проявлению нравственного
поведения в любых жизненных
ситуациях. Воспитание доброты,
чуткости, сострадания, заботы и
милосердия
Здоровьесберегающее направление: Формирование и развитие знаний,
(физическое воспитание и
установок, личностных ориентиров и
формирование культуры здоровья, норм здорового и безопасного образа
безопасность жизнедеятельности)
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности
обучающегося. Формирование у
учащихся сознательного и
ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности
окружающих, усвоение ими знаний и
умений распознавать и оценивать
опасные ситуации, определять
способы защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь
Общеинтеллектуальное
Активная практическая и
направление: (популяризация
мыслительная деятельность.
научных знаний, проектная
Формирование потребности к
деятельность)
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса к
исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его потребности
в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии
9
Социальное направление:
(воспитание трудолюбия,
сознательного, творческого
отношения к образованию)
Экологическое направление
Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями. Воспитание
личности с активной жизненной
позицией, готовой к принятию
ответственности за свои решения и
полученный результат, стремящейся
к самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению.
Воспитание у обучающихся любви к
родному краю как к своей малой
Родине. Расширение знаний по
экологии, географии, истории.
Расширение знаний об окружающем
мире. Воспитание патриотизма
посредством занятий по
краеведению
Содержание программы
Стартовый уровень
В процессе обучения дети овладевают навыками и умениями работы с
кистью и красками (отрабатывают правильную постановку руки), уходом
за материалом и инструментами, подготовкой деревянной поверхности к
росписи.
Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Значение
расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в
современном интерьере.
Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства.
Постановка руки, основные элементы и технические приемы выполнения
декоративной росписи по дереву.
Организация рабочего места для работы над росписью по дереву,
инструменты, материалы и приспособления. Правила безопасности труда.
Знакомство с основными элементами росписи по дереву. Изучение
технических приемов их выполнения.
Упражнения в технике кистевой росписи. Выполнения основных
элементов росписи по дереву в технике свободного кистевого приема.
Роспись изделий.
Составление цветочной композиции и роспись изделия.
10
Выбор изделия, формы, цветового и композиционного решения.
Подготовка доски к росписи. Основные этапы выполнения росписи
деревянной заготовки. Покрытие изделия лаком. Анализ работы.
Смысловое решение композиции. Изюминка композиционного решения.
Гармоничное сочетание цветов в работе. Качество выполнения росписи от
чего оно будет зависеть.
Краткие сведения о композиции. Основы композиции. Достижение
стилевого единства, выбор главного композиционного центра, понятие
симметрии, ритма и пропорциональности. Составление сложной
композиций.
Городецкая роспись по дереву.
Городец – центр народного художественного промысла. Умельцы
городецкой росписи (показ изделий, фотоматериала, иллюстраций и
плакатов). Каноны Городца. Колорит городецкой росписи. Своеобразие
городецкой композиции. Понятие сюжетной композиции.
Овладение техникой городецкой росписи. Выполнение основных
элементов.
Изучение кистевых приемов письма городецких мастеров. Три этапа
Городецкой росписи. Понятие замалевка, теневки и оживки. Развитие
навыков и умений в кистевой манере росписи на примере изучения
типовых элементов росписи Городца.
Упражнения в исполнении элементов городецкой росписи.
Цветовое решение городецких росписей.
Цвет в росписи Городца. Правила смешивания и получение необходимых
цветов и оттенков. Нанесение красок. Роль черного и белого цветов в
городецких росписях.
Прорисовка в цвете элементов Городца (листьев, бутонов с ягодами,
купавок, розанов). Использование разных цветов и оттенков и изучение
понятия теплой и холодной цветовой гаммы. Отработка знаний и умений
по непосредственному наложению многоцветных мазков с последующей
разработкой их белилами, т.е. «оживкой».
Составление мини композиций из основных элементов городецкой
росписи.
Тренировочные упражнения по составлению мини композиций из 2-3
элементов росписи.
Композиция в Городце: цветочная и сюжетная.
Понятие цветочной и сюжетной композиции. Знакомство с изделиями,
иллюстрациями и фотоматериалам. Освоение многоярусных композиций
городецких прялок, досок. Выбор композиционного решения для будущего
изделия. Цветовое решение эскиза. Понятие умения составления
гармоничного сочетания цвета в композиции. Изучение композиционных
решений в городецких росписях (работа с наглядным и дидактическим
материалом). Разработка эскизов в цвете из 2-3 элементов (учет формы:
круг, овал, квадрат, резная…) эскизы выполняются без тщательной
прорисовки. Определение лучшего варианта из нескольких полученных
11
композиционных построений и его детальная прорисовка с последующим
уточнением контуров орнамента.
Роспись разделочной доски в городецком стиле. Нанесение краски
широкими мазками на намеченные части (фигуры людей, животных,
цветов). Получение объемных форм за счет нанесения характерных для
городецких росписей штрихов. Нанесение «оживки». Покрытие доски
лаком. Анализ проделанной работы и качества выполнения росписи
Режим занятий
Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Реализация
программы осуществляется в соответствии с календарным учебным
графиком на 2024-2025 год.
• начало учебного года – 02.09.2023 г.;
• продолжительность учебного года – 36 недель;
• окончание учебного года – 26.05.2025года
2024–2025 учебный год в МБОУ Подгородненская ООШ делится на
четверти
четверть
Дата
Продолжительность
Начало
Окончание учебных недель
четверти
четверти
1
02.09.2024
25.10.2024 8 недель
2
05.11.2024
28.12.2024 8 недель
3
09.01.2025
21.03.2025 11 недель
4
31.03.2025
26.05.2025 8 недель
Продолжительность каникул в течение учебного года:
Осенние - 26.10.2024 по 04.11.2024 -10 дней
Зимние каникулы – с 29.12.2024 по 08.01.2025-11 дней
Весенние каникулы- 22.03.2025-30.03.2025 – 9 дней
Летние каникулы – с 27.05.2025 по 31.08.2025г.
Окончание учебного года 26.05.2025г
12
№
п/п
Название раздела,
модуля,
темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Формы
аттестации
/ контроля
1.
Вводное занятие.
1
1
Беседа
2.
«Рукоделие и ремесла»
2
2
3.
Роспись как один из
видов декоративноприкладного искусства».
16
1
15
4.
Основы композиции
14
1
13
5.
Городецкая роспись по
дереву
20
2
18
6
Проект «Подарок маме,
папе»
15
2
13
Итого
68
9
59
Беседа
выставка
Беседа
Творческа
я работа
Выстовка
Наблюден
а,
творческая
работа
выставка
Творческа
я работа,
выставка
Творческа
я работа,
выставка
Выставка
работа
13
Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Художественная роспись»
№
Раздел. Тема программы.
занятия
1
Вводное занятие
Количе
ство
часов
1
«Материалы и инструменты. Организация рабочего
места.
Правила техники безопасности».
Раздел: «Рукоделие и ремесла»
2
2-3
«Многообразие старинных промыслов и ремесел».
1
4
« История возникновения локальных школ
1
декоративной росписи по дереву».
Раздел: «Роспись как один из видов декоративно- 16
прикладного искусства».
5
«Декоративная роспись по дереву как один из видов 1
декоративно-прикладного искусства».
«Основные элементы и технические приемы
5
выполнения декоративной росписи по дереву ».
6-10
11-12
«Упражнения в технике кистевой росписи».
2
13-14
«Выполнение элементов: точка, капля».
2
15-16
«Выполнение элементов: вытянутая капля,
наклонная
Капля».
2
17-18
«Выполнение элементов: дуга, штрих, спиралька,
усик».
2
19-20
«Составление композиций: травка, простейший
орнамент из основных элементов росписи».
2
Раздел : «Основы композиции».
14
«Составление простейшей композиции».
2
21-22
14
23-24
«Составление композиций на основе образцов».
2
25-26
2
27-28
«Составление композиций: травка, простейший
орнамент из основных элементов росписи».
«Составление сложной композиций».
29-30
«Разработка эскиза к изделию».
2
31-34
«Роспись изделия».
4
Раздел: «Городецкая роспись по дереву».
20
35
«Городецкое ремесло. История и традиции».
1
36
«Три этапа Городецкой росписи. Понятие
замалевка, теневки и оживки».
1
37-38
«Овладение техникой городецкой росписи.
Выполнение кистевых приемов и основных
элементов».
«Упражнения по выполнению элементов и этапов
росписи».
2
41
«Цветовое решение городецких росписей. Правила
смешивания и получение необходимых оттенков».
1
42-43
«Составление мини композиций из основных
элементов
городецкой росписи».
« Составление эскиза цветочной композиции для
росписи разделочной доски».
2
46-47
Роспись разделочной доски: 1 этап «Замалевки».
2
48-49
Роспись разделочной доски: 2 этап «Теневка».
2
50-51
Роспись разделочной доски: 3 этап «Оживка».
2
52
Лачение изделия.
1
Проект «Подарок маме, папе»
15
39-40
44-45
2
2
2
15
53-54
55-66
67-68
Составление композиций для росписи изделия
плоской формы.
Роспись изделия плоской формы (прямоугольной
формы). Последовательность. Этапы.
Итоговое занятие. Оформление выставки.
2
13
2
Перспективы развития программы
Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к
праздникам, родительским собраниям, др.
Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изонавыки, что способствует усвоению программного материала по
изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является
создание необходимой материальной базы и развивающей среды для
формирования творческой личности ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Сканер
Методическое обеспечение программы
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
Репродукции картин разных художников.
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
16
Список литературы:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование
М.: Просвещение - 2011.
-Удовиченко В.В. авторская программа «Декоративная роспись по дереву
на уроках технологии» для учащихся 5-7 классов общеобразовательной
школы
-Наина Величко «Энциклопедия. Роспись.Техники, приемы, изделия»,
Москва, «АSTпресс», 1999г.
-Г.Бабурова Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. « Цветочные узоры ПолховМайдана». Рабочая тетрадь. Изд. «Мозаика-Синтез».
-Б.Г.Дорожин Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. «Жостовский букет» Рабочая тетрадь
по основам народного искусства.Изд. «Мозаика-Синтез».
-Б.Г.Дорожин Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. «Простые узоры и орнаменты»
Рабочая тетрадь по основам народного искусства.Изд. «Мозаика-Синтез».
.
-Б.Г.Дорожин Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. «Мезенская роспись» Рабочая
тетрадь по основам народного искусства.Изд. «Мозаика-Синтез».
- Б.Г.Дорожин Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. «Городецкая роспись» Рабочая
тетрадь по основам народного искусства.Изд. «Мозаика-Синтез».
.
17