Программа Веселая кисточка 9-10 ЛЕТ 2024-2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………..3
1.1. Актуальность программы……………………………………... 3
1.2.Цель и задачи образовательной программы………………….4
1.3.Формы, методы и принципы реализации программы……….. 4
1.4. Организация учебно-воспитательного процесса…………….5
1.5. Формы организации воспитательного процесса………………5
1.6. Планируемые результаты освоения программы ………… 5-6
1.7. Работа с родителями………………………………………
1.8 Воспитание

7
7-8

2. Содержание программ
……………………………11-12
3.Режим занятийм …………………………………………………..12
4.Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы …………………………………….13-16
5. Перспективы развития программы………………………………. 17
6. Материально-техническое обеспечение программы…………… 17
7. Методическое обеспечение программы…………………………… 18
8.Список учебно-методической литературы………………………… 18-19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественноэстетического направления составлена на основании:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г № 273;Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»)
-Авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд» 1 – 4 класс М. Просвещение 2009. (УМК «Школа
России»), созданной на основе Федерального компонента ФГОС
Данная программа построена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта по
изобразительному искусству и в соответствии с учебным планом школы, а
также календарным учебным графиком школы на 2024 – 2025 учебный
год. Программа ориентирована на работу с учащимися в возрасте 9-10 ЛЕТ
Новизна программы
Состоит в том, что в процессе работы по данной программе
учащиеся получают более расширенные знания о простейших
закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм. В частности, в
программе уделяется большое внимание цвету, простое погружение в мир
цвета оказывает благотворное воздействие на детей, создающих
прекрасное своими руками.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность
творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством
являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных
традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим
сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для
достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей
к творчеству.
3

Стартовый уровень
Цель программы:
-развитие гармоничной творческой личности через формирование
эстетического
отношения
к
окружающему
миру
средствами
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
-приобщение детей к эстетическому восприятию «прекрасного» в
окружающем мире;
-приобщение к истокам русской культуры, национальным традициям
-изучение произведений искусства других стран
-развитие художественно-образного мышления как основы формирования
творческой личности
-развитие интереса и любви к изобразительному и декоративноприкладному искусству, как средству выражения своих чувств и замыслов;
-воспитание деятельной, уверенной в себе личности через процесс
творческой самореализации;
-воспитание чувства доброты, высоких нравственных качеств, способности
сопереживать.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие –
ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
Методы обучения
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
-Репродуктивный метод – воспроизводящий.
-Иллюстративный метод - использование наглядного материала (альбомы
об искусстве, папки с образцами, иллюстрации и т.д.).
-Метод опоры на личный, эмоциональный бытовой опыт ребенка.
-Метод свободы в выборе материала в изобразительной деятельности.
-Метод диалогичности, коллективного обсуждения детских работ.
-Метод коллективных работ: ребенок – ребенок, педагог – ребенок.
В работе используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. В сотворчестве с педагогом, ребенок превышает уже достигнутые
им уровни развития своих способностей. Вся изобразительная деятельность
ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда
ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум,
фантазию, волю, память, при этом учитываются индивидуальные особенности
развития каждого ребенка. Постоянный поиск новых форм и методов
4

организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с
детьми более разнообразной.
Задача педагога – создать эмоциональный фон оформления, атмосферу
общения, чтобы дети получили радость, стремление творить и создавать
красивое.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Веселая кисточка» является программой художественно-эстетической
направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и
практических навыков. По функциональному предназначению она
является учебно-познавательной, по времени реализации 1 год
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
данной
образовательной программы 9–10 лет
Реализация программы рассчитана на 1 года начального образования
объёмом 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю
Формы организаций занятий:
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог;
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная;
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание
музыки, чтение литературных произведений.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- формирование
понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
-формирование интереса и уважительного отношения к культурам
Разных народов;
-развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
- воспитание интереса детей к самостоятельной творческой
5

деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем поискового
характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально
мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении;
-развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
-развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
-освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
-воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты:
-формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей;
-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
-использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к
художественному произведению;
-нравственные, эстетические,
этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты
воспитания на занятиях
6

изобразительного искусства.
Учебно-методические средства обучения.
Для достижения поставленных целей, для решения задач используются
различные технологии, формы и методы работы:
-современные инновационные технологии (презентации)
-проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, компьютерные
технологии
-экскурсии, выставки рисунков
-викторины
Работа с родителями.
Данная программа предусматривает взаимодействие с родителями
учащихся с целью привлечения к совместной познавательной и творческой
деятельности, участия в организации воспитательной работы в
объединении. Также предусмотрена консультационная деятельность в паре
«педагог-родитель».
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на
организацию образовательной среды дополнительного образования и
управление различными видами деятельности обучающихся для решения
задач гармоничного развития личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная
сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что
увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать
творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие
личностные качества для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития
самореализации личности, востребованной в современном обществе.

и

Задачи:

7

1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего
внешние и внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность
участия в деятельности творческих и общественных объединений
различной направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4.Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы
воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.

Направление воспитательной
работы

Задачи работы по данному
направлению

Общекультурное (гражданскопатриотическое воспитание)

Формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
Формирование у воспитанников
таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность. Воспитание любви и
уважения к традициям Отечества

Духовно- нравственное
(нравственно- эстетическое
воспитание)

Приобщение к базовым
национальным ценностям
российского общества, таким, как
патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность).
Формирование духовнонравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и
к проявлению нравственного
поведения в любых жизненных
ситуациях. Воспитание доброты,
чуткости, сострадания, заботы и
8

милосердия
Здоровьесберегающее направление:
(физическое воспитание и
формирование культуры здоровья,
безопасность жизнедеятельности)

Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и
укрепления физического,
психологического и социального
здоровья обучающихся как одной из
ценностных составляющих личности
обучающегося. Формирование у
учащихся сознательного и
ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности
окружающих, усвоение ими знаний и
умений распознавать и оценивать
опасные ситуации, определять
способы защиты от них, оказывать
само- и взаимопомощь

Общеинтеллектуальное
направление: (популяризация
научных знаний, проектная
деятельность)

Активная практическая и
мыслительная деятельность.
Формирование потребности к
изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и
физических сил учащихся.
Формирование интереса к
исследовательской и проектной
деятельности, научной работе.
Реализация познавательных
интересов ребенка и его потребности
в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии

Социальное направление:
(воспитание трудолюбия,
сознательного, творческого

Формирование готовности
обучающихся к выбору направления
своей профессиональной
деятельности в соответствии с
9

отношения к образованию)

личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями. Воспитание
личности с активной жизненной
позицией, готовой к принятию
ответственности за свои решения и
полученный результат, стремящейся
к самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению.

Экологическое направление

Воспитание у обучающихся любви к
родному краю как к своей малой
Родине. Расширение знаний по
экологии, географии, истории.
Расширение знаний об окружающем
мире. Воспитание патриотизма
посредством занятий по
краеведению

10

Содержание программы кружка «Веселая кисточка»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область
эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму,
экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с
мировой культурой. Более свободное владение различными
художественными средствами позволяют ребёнку само выразиться.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета.
Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в
творческой деятельности. Упражнения на Свойства живописных
материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Выполнение линий
разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно,
точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей,
животных. Знакомство с законами перспективы. Основы композиции.
Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная
композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих
тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Декоративно-прикладное искусство. Понятие
стилизации. Знакомство с народными промыслами: хохлома, жостово,
городец. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия.
Рисунок
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы,
инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке.
Практика : изображение листьев и веточек.
Живопись
Создание сюжетной композиции «Осенний пейзаж», использование
гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Пейзаж в
живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для
изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей
ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в
изображении.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Учить
выполнять построение композиции натюрморта в натуре и в рисунке,
соблюдать пропорции. Совершенствовать умение правильно набирать и
11

наносить краску на рисунок .Расширять кругозор детей через обращение к
произведениям художников.
Практика: рисунок натюрмортов разным художественным материалом
Композиция
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного
центра.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций,
конструктивного строения, объёма, пространственного положения,
освещённости, цвета предметов.
Практика: Составление геометрического орнамента в полосе.
Народные художественные промыслы.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Дать
представление о росписи, ее разнообразии. Учить элементам хохломской,
городецкой росписи. Развивать чувство композиции и цветовое
восприятие. Продолжать развивать творческие способности, моторику
пальцев рук.
Практика: роспись: Роспись разделочной доски. «Русские матрешки».
(шаблон)
Итогово е занятие
Обобщение изученного,итоговая выставка
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Дизайнерское оформление работ.
Воспитательная работа
Проведение воспитательных мероприятий в детском объединении
Формы занятий: беседы, праздники, викторины.
Режим занятий
Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Реализация
программы осуществляется в соответствии с календарным учебным
графиком на 2024-2025 год.
• начало учебного года – 02.09.2023 г.;
• продолжительность учебного года – 36 недель;
• окончание учебного года – 26.05.2025года
2024–2025 учебный год в МБОУ Подгородненская ООШ делится на
четверти
четверть Дата
Продолжительность
Начало
Окончание учебных недель
четверти
четверти
1
02.09.2024
25.10.2024 8 недель
2
05.11.2024
28.12.2024 8 недель
12

3
4

09.01.2025
31.03.2025

21.03.2025
26.05.2025

11 недель
8 недель

Продолжительность каникул в течение учебного года:
Осенние каникулы- 26.10.2024 по 04.11.2024 -10 дней
Зимние каникулы – с 29.12.2024 по 08.01.2025-11 дней
Весенние каникулы- 22.03.2025-30.03.2025 – 9 дней
Летние каникулы – с 27.05.2025 по 31.08.2025г.
Окончание учебного года 26.05.2025г

13

Учебный план дополнительной общеобразовательной
№
п/п

Название
раздела,модуля,те
мы

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практик аттестации
/ контроля
а

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Рисунок

7

1

6

3.

Живопись

8

1

7

4.

Композиция

8

1

7

5.

Народные
художественные
промыслы

10

2

8

Беседа
Беседа
наблюдени
е
Беседа
наблюдени
е
Наблюден
а,выставка
Творческа
я
работа,выс
тавка

общеразвивающей программы «Веселая кисточка»

14

Итого

№ п/п

34

6

Название разделов, тем

Всего

Вводное занятие.
Условия безопасной работы.
(Введение в образовательную
программу.)
Рисунок

1

2.1.

Выполнение линий разного
характера.

2

2.2.

Упражнения на выполнение
линий разного характера:
прямые,
изогнутые,
прерывистые, исчезающие

1

2.3.

Листья и веточки».
Рисование с натуры. Тушь,
перо.

1.
1.1.

2.

2.4

28

Количество часов
Теория
Практика
1

1

1

1

2

2

2

2

«Осенние листья»
Композиция и использование
15

живых листьев в качестве
матриц.
Живая» линия – тушь, перо.

3

Живопись

3.1

«Пейзаж».
Перспектива в пейзаже.
Наброски с натуры.

3.2

«Осенний пейзаж».
Осенний колорит.
краски осени.

1

1

2

2

Яркие

3.3

3.4

4
4.1

«Составление натюрморта».
Положение
предметов
в
пространстве. Свет и тень –
падающая. Собственная

2

«Натюрморт».
Набросочный
рисунков
с
положений.

3

3

3

3

1

1

характер
разных

Композиция
Композиция
на
тему
«Волшебница зима».
Творческая
работа.
Использование
холодных
оттенков в работе.

4.2

2

2

1

1

«Открытка – поздравление».
Творческая работа
4.3
«Декоративная композиция».
Центр в композиции.
4.4

2

1

1

«Равновесие,
ритм,
пропорции в композиции».
16

Составление геометрического
орнамента в полосе.

5
5.1

5.2

Народные художественные
промыслы
«Хохломская роспись».
Освоение приемов кистевой
росписи.
«Роспись тарелки».
Выполнение эскиза росписи
по мотивам хохломской
росписи

5.3

1

1

2

1

2

1

«Городецкая роспись».
История развития. Основные
элементы
5.4

3

3

2

2

«Городецкая роспись».
Роспись разделочной доски.
5.5

«Русские матрешки».
(шаблон)
Элементы росписи.
Выполнение эскизов росписи
по мотивам Семеновских
матрешек

1

1

Выставка работ.
Итого

34

6

28
17

Перспективы развития программы
Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к
праздникам, родительским собраниям, др.
Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изонавыки, что способствует усвоению программного материала по
изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации данной программы является
создание необходимой материальной базы и развивающей среды для
формирования творческой личности ребенка.
Материально-техническое обеспечение программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров
и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Сканер
Методическое обеспечение программы
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
Репродукции картин разных художников.
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Учебно-методическая литература
-Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. :
Просвещение, 2011.
-В.С.Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах»
-С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство 2 класс поурочные
планы,Издательство «Учитель»,2005
-С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство 3 класс поурочные
планы,Издательство «Учитель»,2005
18

-С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство 4 класс поурочные
планы,Издательство «Учитель»,2006
-Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись»,2003
-Н.В.Курбатова «Учимся рисовать»,2002
-В.С.Кузин «Изобразительное искусство»1-2 классы, «Дрофа»1995
-В.С.Кузин «Изобразительное искусство»3-4 классы, «Дрофа»1999
В. Марысаев «Я учусь рисовать»,М.2001
Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г.
Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г.
Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г.
Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г.
Учебно-наглядные пособия
·Репродукции и слайды картин разных художников.
·Набор гипсовых геометрических тел.
·Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы, драпировки и
др.).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
·Таблицы последовательного рисования по темам (в папках).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Презентации учителя и учащихся к занятиям.
Используемые сайты:
www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;
www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;
www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;
www.college.ru –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения
школьников;
http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;
www.museum.ru – Портал «Музеи России»;
www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения
www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки,
презентации и др

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».