СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………..3
1.1. Актуальность программы……………………………………...3
1.2.Цель и задачи образовательной программы………………….-4
1.3.Формы, методы и принципы реализации программы………..4
1.4. Организация учебно-воспитательного процесса…………….4-5
1.5. Формы организации воспитательного процесса………………5
1.6. Планируемые результаты освоения программы…………6
1.7. Работа с родителями………………………………………
6
1.8 Воспитание
2. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
………………………9-12
3 Материально-техническое обеспечение программы……………
12
4. Методическое обеспечение программы…………………………… 12
5.Списокучебно-методической литературы…………………………12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического
направления разработана для обучающихся для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Адаптированная рабочая программа составлена на
основании следующих нормативных документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря
2012 г. № 273- ФЗ;
2. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
3 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта
общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие
личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен,
происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной
проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего
формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью. Программа направлена на обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, не только прививает умения и навыки овладения техникой
работы с природным материалом, тканью и бумагой, но и способствует
формированию национальной культуры, развивает творческие возможности.
Актуальность: Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов является одной из важнейших задач
государственной образовательной политики. Расширение образовательных
возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным
фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в обществе. Данная программа решает задачи реализации образовательных
потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к
условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей,
развития их жизненных и социальных компетенций. В ходе реализации программы
дети овладеют элементарными умениями и навыками для выполнения несложных
работ.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью
программы является то, что в ходе еѐ реализации на отдельных занятиях
используются элементы, которые позволяют ребенку выразить свой внутренний мир
через творчество. На занятиях происходит совершенствование первичных навыков
рукоделия, а также продолжается коррекция восприятия, внимания, мышления,
моторики и координации движений, умения согласовывать движения различных
частей тела. В процессе обучения обучающиеся научатся самостоятельно
изготавливать простые подарки, сувениры для себя, родных, близких, друзей.
Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку
индивидуальность, развить фантазию, художественный вкус, пространственное
мышление.
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
3
- формирование умений и навыков художественного творчества;
- знакомство с традициями декоративно-прикладного искусства и народного
творчества, их роли в жизни общества;
- овладение практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
- совершенствование у детей процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения,- формирование умения планировать свою деятельность, намечать
последовательность выполнения работы.
Коррекционно-развивающие:
-развитие и коррекция мыслительной и творческой деятельности;
- сглаживание значительных нарушений координации движений, недоразвития мышц
пальцев и кисти рук (приучение пальцев к более точным и координированным
движениям), придание гибкости и твердости руке;
- коррекция недостатков пространственных представлений, пространственной
ориентировки;
- повышение активности и сознательной деятельности учащихся (предварительное
осмысление структуры наглядно воспринимаемого объекта, определение формы и
величины, установление последовательности выполнения работы, сравнение своей
работы с объектом);
- развитие у детей способности видеть и называть цвета и оттенки, повышение
правильного использования основных цветов и оттенков.
Воспитательные:
- достижение уровня правильных суждений и выработка определенной эстетической
отзывчивости;
- развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, своей малой Родине, уважения ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре;
- организация коллективной творческой деятельности на основе взаимной поддержки.
Условия реализации. Данная программа рассчитана для детей с ОВЗ младшего и
среднего школьного возраста на 1год. Формы проведения занятий разнообразны:
вводное, практическое, занятие – ознакомление, занятие – игра. Так как занятия
декоративно-прикладным искусством - это кропотливая и долгая работа, программа
построена таким образом, чтобы обучающийся смог увидеть результаты своего труда.
Изучив несколько видов искусства, ребенок уже может изготавливать несложные
изделия. По мере обучения выполняются более сложные изделия. Занятия проводятся
2 раз в неделю.
Формы организаций занятий:
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки,
чтение
литературных произведений.
Планируемые результаты освоения программы:
Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение и скоордидинированность движения
кистей рук воспитанников;
- Развитие творческого воображения у воспитанников;
- Сформированность интереса к творческой деятельности;
4
- Развитие культуры общения воспитанников, трудолюбия, усидчивости, терпения.
Занятия в кружке позволят существенно влиять на трудовое и эстетическое
воспитание ребят, рационально использовать свободное время учащихся.
ми двух видов результатов: личностных и предметных.
Участники программы: Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет
Занятия проводятся 2час в неделю, что составляет 64 часов в год.
Работа с родителями.
Данная программа предусматривает взаимодействие с родителями учащихся с
целью привлечения к совместной познавательной и творческой деятельности, участия
в организации воспитательной работы в объединении. Также
предусмотрена
консультационная деятельность в паре «педагог-родитель».
Принципы.
От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного
усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять,
закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года
обучения.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие
каждого ребенка.
Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на
каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Художественное творчество
Рисование помогает развить воображение, навыки пользования акварельными
красками, фломастерами, помогает почувствовать цвет.
Работа с природным материалом
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство
формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.
Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в
наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром,
учится бережно относиться к окружающей среде.
Работа с крупой
Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто догадывается, что
из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с
крупой отлично развивает мелкую моторику.
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание
экспериментировать с ними.
Оригами
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов,
желание экспериментировать с ними.
Работа с пластилином
Ознакомление с материалом для изготовления поделок , его характерными
особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке
Работа с гофрированной бумагой
5
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию,
изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала ,
желание экспериментировать с ним.
Заключительное занятие. Выставка. На выставку приглашаются родители,
законные представители, учащиеся школы, учителя.
Режим занятий
Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Реализация программы
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком на 2024-2025 год.
• начало учебного года – 02.09.2023 г.;
• продолжительность учебного года – 36 недель;
• окончание учебного года – 26.05.2025года
2024–2025 учебный год в МБОУ Подгородненская ООШ делится на четверти
четверть
1
2
3
4
Дата
Начало
четверти
02.09.2024
05.11.2024
09.01.2025
31.03.2025
Окончание
четверти
25.10.2024
28.12.2024
21.03.2025
26.05.2025
Продолжительность
учебных недель
8 недель
8 недель
11 недель
8 недель
Продолжительность каникул в течение учебного года:
Осенние - 26.10.2024 по 04.11.2024 -10 дней
Зимние каникулы – с 29.12.2024 по 08.01.2025-11 дней
Весенние каникулы- 22.03.2025-30.03.2025 – 9 дней
Летние каникулы – с 27.05.2025 по 31.08.2025г.
Окончание учебного года 26.05.2025г
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на организацию
образовательной среды дополнительного образования и управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного развития
личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды,
общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая
имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что увеличивает пространство,
в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность,
реализовывать лучшие личностные качества для достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего внешние и
внутренние условия воспитания обучающегося.
6
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность участия в
деятельности творческих и общественных объединений различной направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей
жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4.Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а
также постоянно следить за эффективностью ее реализации.
Направление воспитательной работы
Задачи работы по данному
направлению
Общекультурное (гражданскопатриотическое воспитание)
Формирование гражданской и правовой
направленности личности, активной
жизненной позиции; Формирование у
воспитанников таких качеств, как долг,
ответственность, честь, достоинство,
личность. Воспитание любви и уважения к
традициям Отечества
Духовно- нравственное (нравственноэстетическое воспитание)
Приобщение к базовым национальным
ценностям российского общества, таким,
как патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность). Формирование
духовно-нравственных качеств личности.
Воспитание человека, способного к
принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения в
любых жизненных ситуациях. Воспитание
доброты, чуткости, сострадания, заботы и
милосердия
Здоровьесберегающее направление:
(физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность
жизнедеятельности)
Формирование и развитие знаний,
установок, личностных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни с
целью сохранения, и укрепления
физического, психологического и
социального здоровья обучающихся как
одной из ценностных составляющих
личности обучающегося. Формирование у
учащихся сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и
безопасности окружающих, усвоение ими
знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации, определять
способы защиты от них, оказывать само- и
7
взаимопомощь
Общеинтеллектуальное направление:
(популяризация научных знаний,
проектная деятельность)
Активная практическая и мыслительная
деятельность. Формирование потребности
к изучению, создание положительной
эмоциональной атмосферы обучения,
способствующей оптимальному
напряжению умственных и физических
сил учащихся. Формирование интереса к
исследовательской и проектной
деятельности, научной работе. Реализация
познавательных интересов ребенка и его
потребности в самосовершенствовании,
самореализации и саморазвитии
Социальное направление: (воспитание
трудолюбия, сознательного, творческого
отношения к образованию)
Формирование готовности обучающихся к
выбору направления своей
профессиональной деятельности в
соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и
способностями. Воспитание личности с
активной жизненной позицией, готовой к
принятию ответственности за свои
решения и полученный результат,
стремящейся к самосовершенствованию,
саморазвитию и самовыражению.
Экологическое направление
Воспитание у обучающихся любви к
родному краю как к своей малой Родине.
Расширение знаний по экологии,
географии, истории. Расширение знаний
об окружающем мире. Воспитание
патриотизма посредством занятий по
краеведению
8
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Наши руки не знают скуки»
№
Раздел
Тема
Оборудование и
материалы
УУД
1-2
Художественное
творчество
Инструктаж по ТБ.
Рассказы ребят о
проведенном лете.
Рисование акварелью
«Мои летние
каникулы»
Инструктаж по ТБ.
Мультимедийная
презентация
Рисование «Мой
край»
«Природа родного
края»
Инструктаж по ТБ.
Иллюстрирование
любимых сказок
Инструктаж по ТБ.
Букет «Краски
осени»
Инструктаж по ТБ.
Животные леса
Инструктаж по ТБ.
Панно «Времена
года»
Инструктаж по ТБ
Карандаши,
акварельные
краски,
фломастеры,
альбомные
листы, ластики
Воспитание умения
высказывать свои
мысли, развитие
умения слушать,
делать выводы.
Развитие навыков
пользования
акварельными
красками,
фломастерами.
Засушенные
листья, семечки
подсолнечника,
шишки, веточки
деревьев,
ножницы, клей
Развитие умения
делать поделки из
природного
материала, обучение
работать в коллективе,
воспитание
творческого подхода
к работе.
Инструктаж по ТБ.
«Чудо-дерево»
Инструктаж по ТБ.
«Ежик»
Инструктаж по ТБ.
«Пингвин»
Инструктаж по ТБ.
«Хризантема»
Инструктаж по ТБ.
«Зима»
Крупа, картон,
клей, ножницы,
палочки,
зубочистки.
Развитие умения
делать поделки из
крупы.
Скорлупа, клей,
бисер, мишура,
фольга, картон.
Развитие умения
создавать
художественные
образы.
Формирование
эстетического вкуса.
Развитие фантазии,
изобретательности,
стремления к
творчеству, познанию
свойств материалов,
желание
3-5
6-8
9-11
Работа с
природным
материалом.
1215
1620
2122
2324
2526
2728
3031
3233
3436
Работа с крупой
Аппликации из
скорлупы,
фольги, картона
Инструктаж по ТБ.
«Мозаика из яичной
скорлупы »
Инструктаж по ТБ.
«Мозаика по мотивам
любимой сказки»
9
Инструктаж по ТБ.
Аппликация из
картона и фольги
«Золотая рыбка»
3739
40
Оригами.
41
4243
4445
4647
4849
Работа с
пластилином
50
Работа с
гофрированной
бумагой
6263
64
Бумага.
Развитие умения
создавать
художественные
образы.
Формирование
эстетического вкуса.
Развитие фантазии,
изобретательности,
стремления к
творчеству, познанию
свойств материала,
желание
экспериментировать с
ними.
Прочный картон,
шаблоны, мука,
соль, вода,
цветные краски,
кисти.
Ознакомление с
новым материалом
для изготовления
поделок – соленое
тесто, его
характерными
особенностями
(мягкое, эластичное,
прочное при тепловой
обработке). Развитие
фантазии,
воображения, желания
самостоятельно
вылепить поделку,
Формирование
эстетического вкуса.
Развитие фантазии,
изобретательности,
стремления к
творчеству, познанию
свойств материала,
желание
экспериментировать с
ним.
Инструктаж по ТБ.
«Черепашка»
Инструктаж по ТБ
«Аквариум»
Инструктаж по ТБ
«Ваза с цветами»
5152
5355
5658
5960
61
Рассказ учителя об
искусстве оригами.
Просмотр видео
материала по
изготовлению
простейших фигур из
бумаги.
Инструктаж по ТБ.
«Журвлик»
Инструктаж по ТБ.
«Лилия»
Инструктаж по ТБ.
«Кот».»Заяц»
Инструктаж по ТБ.
«Оригами на
свободную тему»
Инструктаж по ТБ.
Рассказ учителя о
данном виде работы.
«Медвежонок»
Инструктаж по ТБ.
«Улитка»
экспериментировать с
ними.
Инструктаж по ТБ.
«Цветы».
Инструктаж по ТБ.
«Насекомые».
Инструктаж по ТБ.
«Букет»
Гофрированная
цветная бумага,
ножницы, клей,
картон
Заключительное
занятие.
Выставка.
10
№
п/п
Название
раздела,модуля,темы
Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
Формы
аттестации/
контроля
1.
Вводное занятие.
1
1
Беседа
2.
Художественное
творчество
8
2
6
3.
Работа с природным
материалом
12
3
9
4.
Работа с крупой
8
1
7
5.
Аппликации из
скорлупы, фольги,
картона
10
2
8
Творческая
работа,выстав
ка
6.
Оригами.
8
1
7
Беседа
Наблюдение
Творческая
работа
7.
Работа с
пластилином
11
2
9
Творческая
работа,выстав
ка
8.
Работа с
гофрированной
бумагой
5
1
4
Беседа
Наблюдение
Творческая
работа
9.
Заключительное
занятие. Выставка.
1
Итого
64
1
13
Беседа
Наблюдение
Творческая
работа
Беседа
Наблюдение
Творческая
работа
Беседа
Наблюдение
Творческая
работа
Выставка
51
11
Перечень материально-технического обеспечения
Дидактические пособия:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Наглядные пособия образцы поделок и изделий. Презентации («Разнообразие
природного материала», « Техника бумагокручения – волшебный квиллинг», «Основы
гончарного дела»)
Средства обучения:
Оборудование: инструменты для обработки бумаги (квиллинг);
Ноутбук;
Презентации («Разнообразие природного материала», « Техника бумагокручения –
волшебный квиллинг», « Работа с пластилином»)
Методическое обеспечение программы
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Список литературы для учителя
1. Агаева И. В. Народное творчество. М.:Просвещение – 2004.
2 Баширова Т.В.,Соколова С.М. Программа «Обучение детей с умеренной и
выраженной умственной отсталостью 1- 9
классов» в 2-х частях (часть 2). Иркутский институт повышения квалиыикации
работников образования. Иркутск,
2011 г.
3. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Дулькина Т.И. «Гжель», Планета, - 1989
5. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005
6. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
7. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
8. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
9. И.Н. Соленое тесто. М.2006.
12