Программа воспитания МБОУ Подгородненская ООШ на 2024-2025 гг.

Содержание:
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
1.3 Направления воспитания
1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания начального общего образования
2.4. Целевые ориентиры результатов воспитания основного общего образования
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1 Уклад общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ III. Организация воспитательной деятельности
3.1 Кадровое обеспечение
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
Образовательными потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
Позиции обучающихся
3.5 Анализ воспитательного процесса
Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ Подгородненская ООШ разработана:
- на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р
и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №
2945-р);
- на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации";
- стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской
Федерации от 17.05.2023 № 358);


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);



Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023
№ 74223);



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации
примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22);

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего,
среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций, реализующих
образовательные программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФООП

Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов
родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного
воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное
изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Прилагаются календарные планы воспитательной работы.
Раздел I. Целевой
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации,
локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве
вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цели и задачи
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных
и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми
актами Российской Федерации в сфере образования, цель воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков,
социально значимых дел).
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО ООО.
1.2 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
– гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности,
изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; (ведется совместная работа с территориальной
избирательной комиссией)
– патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России,
формирование общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням
воинской славы, Дню Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков и другие);
– духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и
культурным традициям (совместная работа с Классической православной гимназией Святого праведного Иоанна Кронштадтского,
Школьным музеем, организуется помощь детям войны и ветеранам педагогического труда, бойцам РФ специальной операции на Украине);
– эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров региона, экскурсионные поездки по городам
России);

– физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях (работа Школьного спортивного клуба, участие в спортивных соревнованиях города и
региона);
– трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности (организация дежурств в школе, в кабинетах ОО, школьных
клумбах и субботники на территории школьного двора);
– экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды (участие в экологических
акциях «БУНТ «Чистый поселок», «Эколята», и др.);
– познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей. (участие в научно-практических конференциях Рождественских
фестивалях, конкурсе чтецов, эколого – краеведческих фестивалях и т. д.
На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые приоритеты

1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского
государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;

умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к
научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы,
связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знания.

2.4. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав
и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины - России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы
народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;

проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание
их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической
и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования
своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности
Раздел II. Содержательный
2.1. Уклад МБОУ Подгородннская ООШ.
МБОУ Подгородненская ООШ находится в Тверской области Торопецкого района, свою деятельность осуществляет с 1988 г. Развиты
направления дополнительного образования- художественного, туристско-краеведческого, естественнонаучного, социальногуманитарного, физкультурно-спортивного и гуманитарных профилей. В 2018 году создан Школьный спортивный клуб «Сталкер», для
развития спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках реализации ФООП и дополнительного
образования.
В школе – 93 обучающихся. Есть семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, некоторые состоят на профилактическом учете, растет
число многодетных, имеются опекаемые дети. Растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс воспитания в МБОУ Подгородненская ООШ ориентирован на интеграцию урочной и внеурочной деятельности, дополнительного
образования через создание событийного пространства в детско-взрослой среде. В школе сложилась система традиционных школьных
событий, в которую включены не только обучающиеся, их семьи и педагогические работники, но и социальные партнеры (сетевое
взаимодействие). Создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора). Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без возрождения духовности, основанной на наших православных
корнях, невозможно процветание и дальнейшее развитие России. Россия- многонациональный народ Российской Федерации, гражданское
общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

2.2. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
2.2.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной
нагрузки) предусматривает:
−
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
−
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов
воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
−
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
−
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
−
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
−
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
−
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками,
соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
−
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том
числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
−
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и
групповых проектов воспитательной направленности.
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
– формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют

обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
– вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
– поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности,
самоорганизации в соответствии с их интересами;
– создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
– поддержку в детских объединениях школьников
с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках
следующих выбранных обучающимися курсов дополнительного образования и курсов занятий внеурочной деятельности:
-патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Добротолюбие», 1-4 кл., «Моя семья», 5-9 кл., «Юный историк» 5 кл., «Истоки», 7 кл, «Память», 8 кл., юнармейский отряд «Звезда»;
– духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным культурам народов; направлены на воспитание у
школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
России, духовно-историческому краеведению; «Краевед», 6 кл., «За страницами учебника» 9 кл.,
– интеллектуальной, научной, исследовательской, просветительской, естественнонаучной направленности: «Умники и умницы» 1 класс
«Цифроград» (2 класс), «Гимнастика ума» (2- 4 класс), «Хочу знать больше» (3-4 класс)
– экологической, природоохранной направленности: «Дари добро!»
Художественно-эстетическая деятельность предполагает привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной
сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию различных форм
взаимодействия с природой, организацию выставок детского рисунка, детских творческих работ, поделок, конкурсов,
тематических классных часов, разных видов и жанров: «Серебряные нотки» (2-4 класс), «Весёлая кисточка» (1-4 класс), «Палитра» (3-7
класс), «Наши руки не знают скуки, 8-9 кл., «Ритмическая гимнастика» 5-8 кл.
– туристско – краеведческой направленности; «Юный турист», 6 кл.
Социально – гуманитарная направленность: «Я познаю мир», 2-4 кл., «Читайка» 2-4 кл., "Тайны орфографии», 5 кл., "Филологическая
студия», 7 кл. и т. д
– оздоровительной и спортивной направленности: « Спортивный клуб «Сталкер», внеклассные мероприятия по основам здоровье
сбережения и т. д., вводится для привития детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического развития,
формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о
полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической активности в разных ее проявлениях.

Информационно-просветительская деятельность. Курс внеурочной деятельности: 5-9 классы: «Разговоры о важном»,
«Россия – мои горизонты» (6-9 класс), «Билет в будущее», «Мы ЮИД», волонтерская деятельность отряда «Дари добро!»
занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Интеллектуальная и проектно-исследовательская деятельность: «Шахматное королевство»; 5-9 кл. , «Умные модели и компания», 4-9 кл.,
учит обучающихся ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в
рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования, раскрывает личностные качества, повышает самооценку,
мотивацию, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных
ситуациях, развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
, направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков,
конструктивного общения, умений работать в команде.
В плане реализация такие мероприятия, как изучение национальной культуры, истории и природы по средствам проведения экскурсий в
музеи Торопецкого мо и области.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным
предметам, курсам, модулям (конференции, фестивали, творческие конкурсы);
- организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся,
экскурсии, походы выходного с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий
проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны и др.);
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы: ДДТ, музеи:
Торопецкий краеведческий, «Память», Библиотека города Торопца, Подгородненская сельская библиотека,
ЦСДК д. Подгороднее, ГДК, кинотеатр «Звезда», предприятия города ит. д.

2.2.3. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Главное предназначение классного руководителя – изучение особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия
для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в
жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения
с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
– классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя), посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию
в классе, в городе, стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше
узнать и полюбить свою Родину;
- игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,
направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные,
связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме,
ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Немаловажное значение имеет:
– формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», концерты
для мам, бабушек, пап и т.п.;
– становление позитивных отношений с другими классными
коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного
дела по параллелям);
– сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их
родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и
полезных дел;
– создание ситуации выбора и успеха.
Формированию и развитию коллектива класса способствуют:
-составление социального паспорта класса
– изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива),

– составление карты интересов и увлечений обучающихся;
-деловая игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного планирования;
– проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности
классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в котором я хотел бы учиться»,
конкурса «Устав класса», «Мой класс сегодня и завтра».
Классное руководство подразумевает и индивидуальную работу с обучающимися класса:
– со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за
успеваемостью обучающихся класса;
– с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
– с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа
направлена на контроль за свободным времяпровождением;
– заполнение с учащимися «портфолио» с занесением «личных достижений» учащихся класса;
–
участие в общешкольных конкурсах;
– предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение
– вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками.
2.2.4. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
−
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные
с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы – акции «Мы помним!», «Когда мы
едины – мы непобедимы» и др.
−
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире - проект «Огневые рубежи», акции «Блокадный
хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.;
−
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования,
символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе – «Я – первоклассник», «Я –
пятиклассник», «Я – старшеклассник», торжествованная церемония вручения аттестатов, праздникиПоследнего звонка и «Прощание с
начальной школой»;
−
церемония награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие Школы, города, края – «Школа зажигает звёзды»;
−
социальные проекты в Школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том
числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности – «Школьные медиа против деструктивных сообществ»;

−
разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности – Фестиваль РДДМ;
−
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
−
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
−
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
−
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами Школы;
−
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным
предметам, курсам, модулям;
−
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другое), организуемые в классах
классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
−
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и другие, организуемые
педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
−
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
2.2.6. Модуль «Трудовая деятельность».
Реализация воспитательного потенциала трудовой деятельности в Школе предусматривает:
 воспитание детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и
творческогоотношениякразнымвидамтрудовойдеятельности,включаяобучениеи выполнениедомашнихобязанностей;
 развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно,мобилизуянеобходимыересурсы,правильнооцениваясмыслипоследствиясвоихдействий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей ксоциально-

значимойдеятельностидляосмысленноговыборапрофессии.
Трудовое воспитание в школе реализуется через следующие виды и формы воспитательной деятельности:
Учебный труд:

умственный труд на учебных занятиях по учебным предметам, курсам и модулям, занятиях внеурочной деятельности;

физический труд на учебных занятиях по технологии.
Общественно-полезный труд:

шефство над младшими;

шефство над ветеранами войны и труда, престарелыми людьми;

благоустройство класса, школы, поселка;

благоустройство пришкольной территории и территории поселка.;

шефство над историческими памятниками;

экологические субботники, акции;

акция «Чистая школа» (раз в четверть). Операция «БУНТ», акция «Чистый поселок»
Производительный труд:

трудовые отряды в летний период: разбивка, прополка, полив клумб; помощь в уборке школы после ремонта;

деятельность на пришкольной территории

изготовление элементов для тематического оформления классных кабинетов, коридоров, рекреаций, окон к различным праздничным и
памятным датам.
Самообслуживающий труд:

самообслуживание;

подготовка рабочего места к уроку, уборка и поддержание порядка на рабочем месте;

дежурство в классном (учебном) кабинете;

дежурство по школе, по столовой.

2.2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой гимназии как:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в гимназию государственной символикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с

изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных
мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных,
героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных
аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России);
организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ Подгородненская ООШ, при условии ее грамотной организации, обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее
влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридоров и рекреаций) оформление выставок из творческих работ обучающихся, а
также знакомящих ихс работами друг друга;
- событийный дизайн – оформление пространства для проведения конкретных событий школы (праздников, церемоний,
торжественных линеек, выставок, собраний и т.п.);
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое класснымируководителями вместе с обучающимся и своих классов,
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
2.2.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в Школе и классах представительных органов родительского сообщества (Родительский совет, родительские
активы классных коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
− деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете Школы, комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
−
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для
совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
−
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;

−

родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет",
сообществе Школа в социальной сети «Вконтакте», группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, согласуется совместная деятельность;
−
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в коле в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
−
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
−
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
− организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
− общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их
решения; презентационные площадки, где представляются различные направления работы Школы, в том числе дополнительное
образование;
− участие в деятельности Родительского патруля (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) – в течение первой недели
после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
− участие в проведении занятий курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

−
2.2.9. Модуль «Самоуправление».
Основная цель модуля «Ученическое самоуправление» в МБОУ Подгородненская ООШ заключается в создании условий для выявления и
поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия
совместных со
взрослыми решений, а также для
включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность. Поддержка детского
самоуправления в школ помогает педагогам воспитывать в детях инициативность,
самостоятельность, ответственность трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности длясамовыражения и самореализации Участие в
самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения,
совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои решения и поступки.
Детское самоуправление в школе осуществляется через:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета школьников;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся лидеров класса (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с другими коллективами, учителями;
- через организацию на принципах самоуправления жизни групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ различного рода деятельности;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе,
уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
2.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность»
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Пожалуй, нет ничего другого в мире, чтобы мы теряли с такой беспечностью и легкостью, как собственное здоровье. Данные официальной
статистики и результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы для подростков стали
характерны не только широкая распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним. В современной, быстро
меняющейся экологической обстановке в России, возможности распространения среди подростков образа жизни сопряженного с риском
для здоровья, становятся все более широкими.
Опыт показывает, что большинство подростков испытывают потребность в обсуждении различных проблем здоровья и информации,
касающейся личной безопасности. Поэтому одной из форм работы по профилактике вредных привычек и приобщению детей к здоровому
образу жизни является просвещение. Подросткам необходима информация квалифицированных специалистов по интересующим их
вопросам.
Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью и
собственной безопасности, основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе занятий,
индивидуального способа здорового образа жизни.
Деятельность МБОУ Подгородненская ООШ по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, по
вопросам гражданской обороны, обеспечения первичных мер формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих
снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько направлений:
– организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, организация просветительской и методической работы,
профилактическая работа с участниками образовательного процесса.
-разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании,
осуществление систематической работы с обучающимися «группы риска»;
– разработка и проведение мероприятий в рамках «День гражданской обороны».
На внешнем уровне:
проведение профилактических бесед, тренингов;
– беседы с инспектором ОДН, ПДН по вопросам профилактики;
– привлечение возможностей других учреждений организаций – спортивных клубов, лечебных учреждений.
– участие в муниципальных соревнованиях: по правилам дорожного движения.
На школьном уровне:

– разработка и проведение месячника оборонно-массовой работы в гимназии, «Уроки мужества»;
– тематические мероприятия, приуроченные к празднику «Всемирный день гражданской обороны»;
– тематические мероприятия, приуроченные к памятной дате «День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами
Отечества»;
– профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности (комплекс мероприятий);
На индивидуальном уровне:
– индивидуальная работа с подростками, «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», профилактические акции, привлечение подростков к
шефской помощи младшим школьникам.
2.2.11. Модуль Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства МБОУ Подгородненская ООШ при соблюдении требований
законодательства Российской Федерации предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
Акцент новых образовательных стандартов сделан в первую очередь на развитие творческого потенциала детей и духовно-нравственное
воспитание. Должно быть организовано целостное пространство духовно-нравственного развития обучающихся.
Этому способствует:
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители
организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона,
страны;
– расширение сетевого взаимодействия и сотрудничества между педагогами города, как основных учебных заведений, так дополнительных
и высших;
– поиск новых форм работы, в том числе и информационно коммуникативных по сетевому взаимодействию школьников города. Это
возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Данная деятельность, позволяет проявить себя оптимальным
образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат.
МБОУ Подгородненская ООШ осуществляет взаимодействие с ДДТ, Подгородненским ЦСДК, сельской библиотекой д. Подгороднее,
музеем «Память» Торопецким краеведческим музеем, Городской библиотекой, с сотрудниками МЧС, МВД , с представителями духовенства
и т.д. Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.12. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы Школы предусматривает:
−
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
−
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
−
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
−
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
−
организацию на базе летнего пришкольного лагеря профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
−
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение
профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
−
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
−
индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
−
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной
программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования;
−
реализацию курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».
– Экскурсии на предприятия города. Такие экскурсии дают обучающимся начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. Во время экскурсии гимназисты могут наблюдать
за деятельностью специалиста на рабочем месте. При проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то
профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть предприятие в целом. Для целей профориентации важно
показать существенные характеристики профессии.
−
Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций,
участие в мастер – классах, посещение открытых уроков – онлайн – уроки финансовой грамотности

(регистрация пользователей на платформе проекта «Билет в будущее» 8-9 классы; тестирование на платформе проекта
«Билет в будущее», Всероссийские открытые уроки на потрале «ПроеКТОриЯ» – 1-11классы);
- Посещение дней открытых дверей - Торопецкий колледж. «Дни открытых дверей» в учебных заведениях помогают обучающимся сделать
правильный выбор. Повысить интерес к выбранным профессиям. На «Дне открытых дверей» обучающиеся
не только знакомятся с учебным заведением, но и могут пройти тестирование, пообщаться со студентами.
- Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии. В ходе психологического исследования определяется профессиональная готовность,
вид деятельности, который нравится испытуемому, а также вид деятельности, который знаком на уровне навыков.
На основе результатов исследования составляется заключение о профессиональных предпочтениях учащегося.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3. Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства
при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее
воспитательно-значимые виды совместной деятельности.
Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на всех уровнях общего образования:- обеспечение
личностно-развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современноематериально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения;- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых
- ориентиров Программы воспитания;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется Программа
(возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
3.1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
В школе создано методическое объединение классных руководителей, которое помогает учителям школы
разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации, обеспечивающей успешный воспитательный процесс
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания.
Мероприятия по подготовке кадров:

–
сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу педагогических
работников (работа школы наставничества);
–
индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и по вопросам классного руководства);
–
контроль оформления учебно-педагогической документации;
– проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам
духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
–
участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам воспитания;
–
участие в работе городских и региональных методических объединений представление опыта работы школы;
–
участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию.
С 2023г. в школе будет введена должность Советника директора по воспитательной работе по инициативе
Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну важнейшую,
системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей программы воспитания в образовательный процесс.
Обеспечение использования педагогами методических пособий, содержащих «методические шлейфы»,
видеоуроков и видеомероприятий по учебно-воспитательной работе
Создание рабочей программы воспитания на 2022-2025 г. с приложением плана воспитательной работы школы
уровень образования НОО, ООО
Обновление содержания воспитательных программ в целях реализации новых направлений программ воспитания.
Подготовка/корректировка дополнительных общеразвивающих программ ОО
Сайт, на котором будут отражены реальные результаты программы воспитания.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
В настоящее время в образовательном учреждении, получает образование дети с ОВЗ и дети-инвалиды в 1-4 , 6, классах . Дети ОВЗ и
дети-инвалиды получают образование, на равных, со всеми гимназистами, создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети
находятся под пристальным контролем классных руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют возможность
участвовать в различных формах жизни детского сообщества: в работе органов самоуправления, волонтерского отряда, участвовать в
конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы,
событиях группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:

– налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в
школе;
– формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
– построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
– активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;
– индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся
призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение
- награждения в присутствии значительного числа обучающихся). В гимназии практикуются общешкольные линейки.
- в школе разработано и действует положение о награждениях, все награды фиксируется приказами школы.
–
в выдвижении на поощрение и в обсуждении кандидатур на награждение обучающихся участвуют органы
самоуправления, классные руководители учителя;
–
к участию в системе поощрений на всех стадиях привлекаются родители (законные представители)
обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей
(с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
3.5. Анализ воспитательного процесса.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой гимназией направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой гимназией.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в гимназии, являются:
– принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

– принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
– принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
– принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
Условия организации воспитательной работы по четырем составляющим:
-нормативно-методическое обеспечение;
-кадровое обеспечение;
-материально-техническое обеспечение;
-удовлетворенность качеством условий.
Анализ организации воспитательной работы по следующим направлениям:
– реализация внеурочной деятельности;
– реализация воспитательной работы классных руководителей;
– реализация дополнительных программ;
– удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы.
Проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и анализа ее качества, анкетирование.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития гимназистов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса, их
достижения в конкурсах и мероприятиях, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством результатов
воспитательной работы.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития гимназистов является педагогическое
наблюдение, диагностика. Диагностический инструментарий: «Методика диагностики нравственной «Методика диагностики нравственной
мотивации», «Методика диагностики нравственной самооценки»
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

Диагностика «Творческие достижения гимназистов». Классные руководители проводят учет результативности участия детей в творческих
конкурсах и мероприятиях, благотворительных акциях, социальных проектах, социально значимой деятельности. В качестве инструмента
оценки – таблица достижений. Она позволит систематизировать сведения, для их анализа. В таблицу педагоги внесут результаты участия
детей в мероприятиях различного уровня.
Заполненные таблицы по всем классам и формируются сводную по гимназии. Это дает возможность анализировать результативность
участия школьников в различных конкурсах по всем направлениям воспитательной деятельности.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Удовлетворенность качеством результатов
воспитательной работы.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностноразвивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с
обучающимися и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Чтобы
выявить, удовлетворены ли родители и обучающиеся качеством образовательных услуг, чаще всего используют анкетирование.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
– качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
– качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
– качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
– качеством существующего в школе ученического самоуправления;
– качеством функционирующих на базе гимназии детских общественных объединений;
– качеством проводимых в ОУ экскурсий, походов;
– качеством организации предметно-эстетической среды гимназии;
– качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Ожидаемые конечные результаты
Совершенствование статуса конкурентноспособного образовательного учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника,
способной при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в
традициях русской православной культуры через расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством
интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного образования.
Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания.

Совершенствование системы социально–педагогической поддержки, обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения
через внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации, формирования здорового
образа жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания.
Создание в гимназии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к
истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение
друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской культуры.

Список используемой литературы
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник
научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International
conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф.
Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д.
Поду
Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76.
(ВАК).
Селиванова, Наталия Леонидовна С79 ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник / Составители
Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования», – 97 с. (Примерная программа воспитания).
Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность
ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО
ТО», 2018, С. 228-236
Интернет источник Институт воспитания РФ» https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/
Интернет журнал «Справочник заместителя
директора» https://e.zamdirobr.ru/?utm_source=lettertrigger&utm_medium=letter&utm_campaign=lettertrigger_obrazovanie_szdsh_demo_
d0&btx=9130058&mailsys=ss&token=2d0a3f6e-bcaa-11a0-bf72-2d0172a85211&ttl=7776000&ustp=F


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».