Программа За страницами учебника 9 класс

Информационная карта программы

Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«За страницами учебника...» (подготовка к ОГЭ по обществознанию)

Направленность

Социально - гуманитарная

Разработчики
программы

Владимирова Ольга Николаевна, учитель истории

Общий объем
часов по
программе

34 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 14-15лет

Численный
состав группы

10 человек

Аннотация

Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в
новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной
стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.
ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются
наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию
предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной
итоговой аттестации выпускников по обществознанию.
Занятия
ориентированы
на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной
школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Ученик должен:

Планируемые
результаты
реализации
программы

Знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь:
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных
отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки,
заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для стартового уровня и разработана в соответствии с:
 Конвенцией о правах ребёнка;
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014года № 1726-р);
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.4.3172-14.

Программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в
новой форме. В условиях реформирования российской системы образования
актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.
ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются
наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию
предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия
ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса
обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов
к ОГЭ.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой
форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания
образовательной области.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять
задания повышенной и высокой сложности;
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов
по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11 классах.
Направленность
Социально - гуманитарная

Объем и срок освоения: 34 часа, 1 год
Формы организации деятельности учащихся:
 лекции;
 лабораторные работы;
 практические занятия;
 дискуссии;
 работа с документами.
Режим занятий:
1 раз в неделю (1 час), пятница с 9.00 до 9.45, 34 часа в год.
Курс разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
3. Базисный учебный план школ РФ, утверждённый приказом Минобразования
РФ.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных
программах по учебным предметам федерального базисного плана».
5. Программа разработана на основе государственного стандарта общего
образования, примерной программы основного общего образования по
обществознанию (включая Экономику и Право): МО РФ, «Дрофа», 2007.

Содержание курса
1. Входной контроль.
2. Общество и человек.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. как
предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы.
Влияние НТП на природу. Дописьменные и письменные, простые и сложные
общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа
жизни. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их
особенность и эволюция. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и
последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития
обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции.
3. Человек, личность.
Прирождённые и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребёнка. Представление о человеческой личности, особенностях
и противоречиях её становления. Содержание и стадии процесса социализации.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и
неречевое.

4. Экономическая сфера жизни общества.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль
труда и капитала в развитии экономики. понятие о товаре, его роль в экономической
жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные
свойства денег. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о
величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и
предложением. Плановая и рыночная экономика. Плановая и рыночная экономика.
Основные функции цены. Влияние цены на производство. Олигополия и монополия.
Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции
предпринимательства. Экономическая роль государства. воздействия государства на
экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Бюджет как
финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Сущность и виды
труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и
индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины
и социальные последствия безработицы.
5. Социальные отношения.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка
в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального
положения на поведение и образ жизни человека. Социальная стратификация и
социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения.
Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и
имущественные различия людей. Неравенство, богатство и бедность. Определение и
измерение богатства. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание.
Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род,
клан как разновидности кровнородственных групп. Формы конфликта.
Классификация конфликтов по способам протекания. Семья как фундаментальный
институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе.
6. Политика.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества. Разделение властей. Властные
отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Определение политической
системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета.
Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления
государства. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и
политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране.
Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной
ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская
и смешанная. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и
исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры.
Происхождение и особенности парламентского режима. Два значения гражданского
общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность
гражданства. Избирательное право и его происхождение. Голосование как форма
участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры
голосования. Роль референдума в политической жизни. Определение и признаки
политических партий. Функции политических партий. Классификация политических
партий.

7. Право.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о
юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах
и гражданских правах. Равенство перед законом. Структура федерального собрания.
Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации.
Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и
функции правительства. Конституция как основной закон страны, её структура.
Правовой статус человека. Содержание политических и гражданских прав.
Участники
имущественных
отношений.
Виды
договоров.
Изменение
имущественных прав граждан. Имущественные отношения. Потребитель и его
права. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Формы совершения
преступления: действие и бездействие. Соучастники преступления и преступная
организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие
административного
проступка.
трудовой
дисциплины.
Материальная
ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие.
Основные виды наказания.
8. Культура.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и
нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный
комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные
универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.
Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных
нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в
культуре. Обычай и традиции. Молодёжная мода. Обряд, его символическое
значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Основные формы культуры.
Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной
культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Различные
определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Различные
трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты
художественной культуры и деятели искусства. Основная задача и исторические
формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения учебных
знаний. Роль науки в современном обществе.
9. Итоговое занятие.

Учебно-тематическое планирование
курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9-го класса
Класс – 9
Учитель – О.Н. Владимирова
Количество часов:
- всего – 34 ч.;
- в неделю – 1 ч.
Плановых контрольных уроков – 6
Планирование составлено на основе:
 Учебники:

Обществознание.

общеобразовательных учреждений/

6-9

класс:

учебник

для

А.И. Кравченко, Е. А. Певцова.

Москва. «Русское слово».
 Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост.
Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
1
3

1

Входной контроль

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни
общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговое занятие

-

1

1

10

Итого:

13

21

34

Календарно-тематическое планирование
Тема

Кол-во
часов
по теме

Входной контроль

3

1

ОГЭ как итоговая форма
контроля. Знакомство с бланками

1

2

Основные характеристики
экзаменационной работы по
обществознанию в форме ОГЭ

№
урока

3

Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте по
обществознанию

Раздел 1. Общество и человек

5

общества и природы

Типы обществ (традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное)

6

1

1

7

1

Практический тренинг по
содержательной линии
«Общество и человек»

1

Решение ситуативных задач по
теме «Общество и человек»
8

1

Диагностическая работа
9

1

Раздел 2. Человек, личность

4

Деятельность человека, её
основные виды
10

11

Структура КИМ, кодификатор,

Знать / понимать:
Общество
как
сложную
динамическую
систему,
взаимосвязь
экономической,
социальной, политической и
духовной
сфер
общества,
важнейшие институты общества,
многообразие путей и форм
общественного
развития,
проблемы
общественного
развития,
целостность
современного
мира,
его
противоречия.
Сущность
человека
как
продукта
биологической, социальной и
культурной
эволюции,
деятельность, творчество и бытие
человека,
личность,
ее
социализацию и воспитание,
внутренний мир человека;
Особенности
самопознания,
поведения,
свободы
и
ответственности
личности,
познания, истину и ее критерии,
многообразие
форм
человеческого знания, научное
познание, науки о человеке и
обществе,
социальное
и
гуманитарное знание;
Понятие культуры и духовной
жизни, формы и разновидности
культуры, средства массовой
информации,
искусство,
его
формы и основные направления,
религию как феномен культуры,
науки
и
образования,
самообразования,
морали,
тенденции
духовной
жизни
современной России.
Уметь:
Определять
сущностные
характеристики
изучаемых
объектов;
Распознавать понятия и их
составляющее.
Устанавливать
соответствие
между
существенными чертами явлений
и обществоведческих понятий,
терминов;
Объяснять изученные положения
на конкретных примерах;
Вести поиск и извлечение нужной
информации
из
источников
различного типа;
Переводить
текстовую
информацию в таблицу, схему,
диаграмму, график и др.;
Определять
собственное
отношение
к
явлениям
современной
жизни,
формулировать
свою
точку
зрения;
Оценивать различные суждения;

Знать структура КИМ ОГЭ,

спецификация
.

Быть личностью. Личность.
Социализация
индивида.
Мировоззрение.
Жизненные
ценности и ориентиры.
Общество
как
форма
жизнедеятельности
людей.
Основные сферы общественной
жизни,
их
взаимосвязь.
Общественные
отношения.
Социальные изменения и их
формы.
Развитие
общества.
Человечество в XXI веке,
тенденции развития, основные
вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности

1

кодификатор, спецификацию.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

социально-

Знать основные положения

гуманитарные знания в процессе

блока, основные понятия и

решения

термины, уметь выделять

Применять
1

Практический тренинг по
содержательной линии «Человек
и личность»

УУД

1

Глобальные проблемы
человечества
6

ЗУН

1

Понятие общество, взаимосвязь
4

Элементы содержания

познавательных

и

практических задач, отражающих

главное и существенное

актуальные

Знать основные положения

проблемы

человека и общества.

жизни

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.

Решение заданий по теме
«Человек и личность»

12

1

Тестирование по теме «Человек и
личность»
13

1

Прирожденные и
приобретаемые качества
человека. Роль семьи и
социальной среды в
воспитании ребенка.
Представление о человеческой
личности, особенностях и
противоречиях её становления.
Содержание и стадии процесса
социализации. Общение как
социально-психологический
процесс. Виды общения:
речевое и неречевое.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.

14

Раздел 3.
Экономическая сфера жизни
общества
Экономика, её роль в жизни
общества

1

Рыночная экономика
15

1
Практикум по теме «Экономика»

16

1

Выполнение заданий по теме
«Экономика»

17

Знать

5

1

Влияние экономики на
поведение людей. Основные
ресурсы экономики. Роль труда
и капитала в развитии
экономики. понятие о товаре,
его роль в экономической
жизни общества. Деньги, их
функции в экономике и
исторические формы.
Основные свойства денег.
Спрос и предложение как
факторы рыночной экономики.
Понятие о величине спроса и
величине предложения.
Зависимость между спросом и
предложением. Плановая и
рыночная экономика. Плановая
и рыночная экономика.
Основные функции цены.
Влияние цены на производство.
Олигополия и монополия.
Конкуренция производителей и
продавцов. Экономическое
содержание и функции
предпринимательства.
Экономическая роль
государства. воздействия
государства на экономику.
Налоги как источник доходов
федерального правительства.
Бюджет как финансовый
документ. Составление
бюджета. Долг и кредит.
Сущность и виды труда. Труд и
досуг. Формы и виды
вознаграждения. Заработная
плата и индивидуальный доход.
Понятие о рабочей силе.
Занятость и безработица.
Причины и социальные
последствия безработицы.

Задания части А по теме
«Экономика»
18

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и

1

термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Раздел 4. Социальные
отношения

5

Социальная структура.
Социальные отношения
19

20

1

Семья. Этика семейных
отношений. Правовые основы
семьи и брака

1

Социальная структура как
анатомический скелет
общества. Статус как ячейка в
социальной структуре
общества. Взаимосвязь статуса
и роли. Влияние социального
положения на поведение и
образ жизни человека.
Социальная стратификация и
социальное неравенство.
Понятие о социальной страте и
критерии её выделения.
Социальное расслоение и
дифференциация. Поляризация
общества и имущественные
различия людей. Неравенство,

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Практический тренинг
«Социальная сфера»
21

1

Решение заданий по теме
«Социальная сфера»

22

1

богатство и бедность.
Определение и измерение
богатства. Признаки и
эволюция этноса. Этническое
самосознание. Межпоколенная
связь и поколение.
Перемещение этносов и
миграция. Семья, род, клан как
разновидности
кровнородственных групп.
Формы конфликта.
Классификация конфликтов по
способам протекания. Семья
как фундаментальный институт
общества и малая группа.
Функции семьи в обществе.

Тестирование по теме
«Социальная сфера»
23

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и

1

термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Раздел 5. Политика

24

Политика, её роль в жизни
общества. Государство, формы
правления

25

Практический тренинг по
содержательной линии
«Политика»

4

1

1

Решение заданий ОГЭ по теме
«Политика»

26

1

Тестирование по теме
«Политика»
27

Формы проявления влияния:
сила, власть и авторитет.
Становление власти в качестве
политического
института
общества. Разделение властей.
Властные
отношения
и
социальная иерархия. Борьба за
власть.
Определение
политической
системы
общества. Общие признаки
государства.
Понятие
и
значение
суверенитета.
Внешние
и
внутренние
функции государства. Причины
и
условия
появления
государства. Объединение и
отделение
наций.
Формирование единой Европы.
Понятие об источнике власти.
Классификация
форм
правления.
Сущность
и
политическое
устройство
демократии.
Особенности
демократии в нашей стране.
Природа
и
сущность
республики.
Сочетание
законодательной
и
исполнительной ветвей власти.
Основные
разновидности
республики:
парламентская,
президентская и смешанная.
Сущность и классификация
политических
режимов.
Характеристика и исторические
формы авторитаризма. Природа
и
сущность
диктатуры.
Происхождение и особенности
парламентского режима. Два
значения
гражданского
общества.
Признаки
гражданского
общества.
История развития и сущность
гражданства.
Избирательное
право и его происхождение.
Голосование как форма участия
граждан в политической жизни
страны.
Составные
части
процедуры голосования. Роль
референдума в политической
жизни.
Определение
и
признаки политических партий.
Функции политических партий.
Классификация политических
партий.

Знать

термины,

положения

уметь

выделять

главное и существенное

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Знать
1

основные

блока, основные понятия и

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Раздел 6. Право

2

Понятие «право». Нормы права.
Отрасли права.

1

Тестирование по теме «Право»
31

1

Социальные нормы. Функции и
сущность права. Представление
о юридической
ответственности. Права и
обязанности. Понятие о
естественных правах и
гражданских правах. Равенство
перед законом. Структура
федерального собрания.
Функции и роль депутатов.
Состав и функции Госдумы и
Совета Федерации. Институт
президентства в России. Права
и полномочия президента.
Состав и функции
правительства. Конституция
как основной закон страны, её
структура. Правовой статус
человека. Содержание
политических и гражданских
прав. Участники
имущественных отношений.
Виды договоров. Изменение
имущественных прав граждан.
Имущественные отношения.
Потребитель и его права.
Нормы семейного права и
Семейный кодекс РФ. Формы
совершения преступления:
действие и бездействие.
Соучастники преступления и
преступная организация.
Причины совершения
преступления.
Ответственность. Понятие
административного проступка.
трудовой дисциплины.
Материальная ответственность.
Принцип презумпции
невиновности. Дознание и
следствие. Основные виды
наказания.

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Отработка заданий ОГЭ
32

1

Отработка заданий ОГЭ

33

1

Происхождение
слова
«культура» и его значение.
Материальная
и
нематериальная культура, её
состав и структура. Элементы
культуры
и
культурный
комплекс.
Этикет,
его
происхождение и правила.
Культурное
наследие
и
культурные универсалии. Роль
культурного
наследия
в
сохранении
и
развитии
культуры. Культурное наследие
России,
проблемы
его
сохранения.
Понятие
о
культурных
нормах,
их
разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение
этикета в культуре. Обычай и
традиции. Молодежная мода.
Обряд, его символическое
значение. Церемония и ритуал.
Нравы и мораль. Основные
формы культуры. Характерные
особенности
элитарной
культуры.
Отличительные
черты народной культуры.
Массовая
культура,
её
появление
и
средства
распространения.
Различные
определения
религии,
её
значение и роль в обществе.
Тотемизм, фетишизм, анимизм.
Мировые
религии:
христианство, ислам, буддизм.
Вера и верование. Различные
трактовки
искусства.
Структура
и
состав
изобразительного
искусства.
Субъекты
художественной

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное
Знать

основные

положения

блока, основные понятия и
термины,

уметь

выделять

главное и существенное

культуры и деятели искусства.
Основная
задача
и
исторические
формы
образования.
Приемы
обучения, предметы и формы
усвоения учебных знаний. Роль
науки в современном обществе.
Пробная работа
34

Знать

основные

положения

блока, основные понятия и

1

термины,

уметь

выделять

главное и существенное
34

Воспитательная деятельность
Воспитание – это воспитательная деятельность, направленная на организацию
образовательной среды дополнительного образования и управление различными
видами деятельности обучающихся для решения задач гармоничного развития
личности.
Воспитание происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений,
среды, общественных организаций, средств массовой информации.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера,
которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей что увеличивает
пространство, в котором школьники могут развивать творческую и
познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества для
достижения успеха.
Цель воспитательной работы дополнительного образования:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, сочетающего внешние и
внутренние условия воспитания обучающегося.
2. Развивать самоуправление и предоставить им реальную возможность участия
в деятельности творческих и общественных объединений различной
направленности.
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
4. Внедрять современные, эффективные методы, технологии и приёмы
воспитания, а также постоянно следить за эффективностью её реализации.

Направление воспитательной работы:
1. Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание);
2. Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание);
3. Здоровьесберегающее направление (физическое воспитание и формирование
культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
4. Общеинтеллектуальное направление (популяризация научных знаний,
проектная деятельность).

Требования к уровню подготовки учащихся
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЗА КУРС 9 КЛАССА

Ученик должен:
Знать/понимать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения.
Уметь:
 описывать основные социальные объекты,
выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные
роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять
их общие черты и различия;
 объяснять
взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной
жизни);
 приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных
отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
 решать
познавательные и практические задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных
её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов

(записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретённые знания и умения
в практической
деятельности и повседневной жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-методическое обеспечение
1. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10-11 классы,
авт. Е.Н.Сорокина. 2012г.
2. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень 10-11 класс, авт.
Т.П.Бегенеева.2011г.
3. Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н. Боголюбова, А.И.
Кравченко 9 класс, авт. А.В. Поздеев, М., изд. ВАКО
4. Обществознание. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбову, часть I-II, авт.
С.Н. Степанько. Изд. Учитель, 2012г.

Список литературы (дополнительной)
1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Общество»,
«Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «
Экономика», «Право», «Политика». Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2012г. Изд.
Астрель,
2. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Базовый,
повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2010 г. изд.
Легион
3. Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. под ред. Л.Д. Боголюбова , М. Дрофа 2013г.
4. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова,
изд. Астрель.
5. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М.,
Национальное образование.2011г.
6. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под
ред. П.А. Баранова, изд. Астрель
7. ЕГЭ за 30 дней, обществознание, экспресс-репетитор, авт. А.В.Половникова, Н.Н.
Маслова, изд. Астрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».